Дальний запад: снабжение отрезанного от России Калининграда усилят

Автор фото: Тихонов Михаил

Действующих морских мощностей всё ещё недостаточно для полноценного снабжения Калининградской области товарами из основной части России.

По итогам совещания президента Владимира Путина с членами правительства России принято решение о строительстве трёх новых железнодорожных паромов, которые займутся перевозкой товаров в Калининградскую область из основной части страны. Об этом сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников 27 сентября.
"Практически 80% номенклатуры грузов, которые поступали в Калининградскую область с территории других регионов РФ, попали под те или иные ограничения Евросоюза, и это стало новым вызовом в развитии региона", — объясняет министр.
После введения санкций на транзит грузов в российский эксклав железнодорожным и автомобильным транспортом морские суда стали основой снабжения региона. На сегодняшний день, по данным Росморпорта, связь Калининградской области с остальной частью страны обеспечивают 24 единицы флота, которыми управляют 12 различных операторов. В ближайшие 2–3 месяца число судов должно вырасти до 26.
Тем не менее в области сохраняются проблемы с доступностью некоторых категорий грузов, в основном строительных. Для попавших под рестрикции ЕС товаров возможна доставка только морем — Литва не пропускает их через свою территорию.
Например, ярко проявляются проблемы отрезанности от Большой земли при транспортировке металлов. "Уже второй строительный сезон мы пытаемся приспосабливаться к режиму островной экономики. И не могу сказать, что всё получается. К сожалению, пока мы получили не действующий логистический механизм, а новых монополистов в лице наших морских экспедиторов", — написал на своей странице "ВКонтакте" гендиректор Балтийского металлообрабатывающего кластера Олег Чернов (через некоторое время свой пост он удалил).
Как описывает Чернов, доставка из Московской области нескольких тонн негабаритных металлоконструкций для строительства калининградского филиала Большого театра в итоге оказалась дороже изначальных расчётов в 4 раза. При этом отправить товар железнодорожным паромом оказалось невозможно, так как на нём не было мест, поэтому пришлось везти изделия сухогрузом.
Чтобы выравнять ставки на транспортировку судами и по ж.–д., правительство России выделило из бюджета средства на субсидирование тарифов морских перевозчиков — на 2023 год было запланировано потратить на эти цели 3,8 млрд рублей. Однако, как стало известно в начале сентября, Росморречфлот сократил объём финансирования, оставив только 1,8 млрд из изначальной суммы. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов уже заявил, что регион будет добиваться возвращения прежней величины дотаций.