Архитектура вне времени: что выделяет дома премиум-класса

Что представляют собой современные элитные жилые комплексы, какими их хотят видеть будущие резиденты и как подсветка зданий может изменить отношение к проекту в целом, рассказал руководитель московского архитектурного бюро DBA-GROUP архитектор Владислав Андреев.

Какие приёмы в обустройстве фасадов являются сегодня обязательными для премиального жилья, а что считается инновационным?
— Допустимы так или иначе любые приёмы в зависимости от архитектурного стиля, а также отдельных пожеланий авторов и заказчика. Главное — они должны быть выполнены в соответствии с архитектурными законами, быть сбалансированы и интеллигентно вписаны в контекст окружающей среды.
Руководитель московского архитектурного бюро DBA-GROUP, архитектор Владислав Андреев
Например, если мы говорим о неоклассике, то основными чертами здесь должны становиться сдержанность и благородство. В качестве элементов фасадов могут использоваться колонны, карнизы, арки. Цветовая гамма, как правило, составляется на основе природных материалов, чаще используется пастельная: бежевые и светло-коричневые, благородные серые цвета,
Что касается инновационных решений, то с ними надо работать очень аккуратно. Они подчас быстро теряют свою актуальность. Не менее значимы для качества итогового продукта исходные характеристики применяемых материалов, их долговечность. В своих проектах мы работаем только с зарекомендовавшими себя производителями.
Каким сегодня хотят видеть свой дом состоятельные клиенты?
— Настоящим: должно быть полное отсутствие имитации и фейков. Удобным и уютным, куда хочется возвращаться, где продумано всё до мелочей для комфортной жизни. С визуальной точки зрения всегда привлекают внимание дома сбалансированные, с правильными формами, панорамными окнами, французскими балконами, людям интересно — а как там внутри? Но вопрос обустройства внутреннего пространства и дизайна помещений — это отдельная тема разговора.
Что нужно учитывать, чтобы уже на этапе "картинки" клиенты сделали выбор в пользу определённого ЖК?
— В первую очередь — правдоподобность. Жилой комплекс должен быть похож на дом, а не представлять собой нагромождение разных архитектурных решений. Любой серьёзный покупатель понимает, что «картинку» надо реализовать. И если в итоге она не будет соответствовать действительности, это может сильно сказаться на репутации застройщика в будущем. Безусловно, общий вид должен быть эффектным, но сбалансированным, выдержанным в одном стиле.
А можно на примере? Вот, скажем, почему вы с застройщиком, обсуждая внешний вид ЖК на Крестовском, остановились на неоклассике?
— Здесь многое сыграло свою роль. Во-первых, можно сказать, что контекстная среда сама подсказала нам такое решение. Во-вторых, это понятная целевой аудитории стилистика, которая в премиальных домах проявляется как сдержанная роскошь. Сегодня на это есть запрос, не случайно один из первых наших эскизов был выполнен именно таким образом. Когда архитекторы обладают довольно большой насмотренностью, это происходит на интуитивном уровне. Наконец, третий немаловажный фактор — вдохновение: в проекте ЖК ASTRVM неоклассические приёмы, органично сочетаясь с современными элементами, создают архитектуру фасадов. Так, панорамное остекление и анодированный металл соседствуют с литыми элементами пилястр, а угловые металлические элементы между окнами поддержаны ритмом ограждений балконов и козырьком въездной арки. Важную роль в восприятии фасада играют и отделочные материалы. В частности, в данном проекте мы использовали гранит и натуральный камень.
Ещё же планируется художественная подсветка — как она влияет на внешний облик жилого дома?
— Безусловно, она оказывает огромное влияние. Фактически это ещё один материал внешней отделки здания. Свет может изменить дом значительно, подчеркнув отдельные элементы фасада, малые архитектурные формы, выступающие конструкции. Если найти грамотное световое решение, ЖК будет выгодно выделяться среди остальной застройки. Не случайно даже в рекламных проспектах многих девелоперов можно часто видеть именно ночные визуализации их объектов.
Должна ли подсветка только привлекать внимание?
— В архитектуре, и в архитектурном освещении в частности, есть свои законы. Например, невозможно рассматривать фасады жилых комплексов отдельно от уличного освещения и ландшафтного света на придомовой территории. Важно, чтобы общая картина была синхронизирована, в то же время само здание не должно "потеряться".
Необходимо соблюдать баланс между органичностью и эффектом. Для этого в идеале использовать разнорежимную подсветку, подходящую для 90% времени, плюс предусматривать праздничную для особых случаев. В ASTRVM мы планировали сделать разные варианты как для самого жилого комплекса, так и для окружающей территории. Будет некая игра света и тени, объёма и плоскости, лёгкости и массивности. Резиденты ЖК, попадая домой, будут словно оказываться вне времени, свободными от городской суеты.
Насколько плотно при реализации проекта приходится работать с архитекторами и дизайнерами концептуального пространства?
— Для хорошего результата всегда должна быть плотная совместная работа в команде. Как правило, у нас это получается, в какой бы роли мы ни выступали.
Если в работе задействованы профессионалы своего дела, которые имеют достаточный опыт и кругозор, а главное, стремятся к одной общей цели — сдать безупречный объект в целом обычно не составляет проблем.
Как будет развиваться архитектура премиального жилья в обозримом будущем, каковы общие тенденции в мире, и в Петербурге в частности?
— Здесь сложно что-то прогнозировать, так как сфера проектирования и строительства зданий постоянно развивается и зависит от воздействия большого количества факторов, в том числе культурных, экономических и технологических. Конечно, будут совершенствоваться имеющиеся методы 3D-моделирования и печати, продолжат внедряться дополнительные инновационные продукты, облегчающие визуализацию, ещё больше внимания станут уделять экологичности материалов.
Но в целом, думаю, всё будет очень по-разному. А Петербург, как всегда, продолжит свой путь развития — с бережным отношением к культурному наследию прошлого, сдержанный и в то же время интеллигентно инновационный.