Снижение тревожности: потребрынок в Петербурге вышел из депрессии

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Аналитики фиксируют постепенное восстановление потребительского рынка. При этом торговля чувствует себя увереннее сферы общественного питания.

Согласно докладу Петростата, оборот оптовой торговли в Петербурге за июль составил 1,316 млрд рублей, что на 4,6% выше июля 2022 года. Однако по итогам первых 7 месяцев оборот снизился на 23,3%, до 10,674 трлн рублей. Оборот розничной торговли в июле составил 191,3 млрд рублей (+18,1%), в январе–июле — 1258,5 млрд рублей (+2,7%). Наиболее сильный рост по итогам июля показал непродовольственный сегмент розницы: +26,9%, до 127 млрд рублей. Продовольственная розница выросла на 3,8% (до 64,3 млрд рублей).
В Ленинградской области тенденции схожие. Опт по итогам июля показал рост на 9,4%, до 66,5 млрд рублей, по итогам 7 месяцев — упал на 9,2%, до 433,4 млрд рублей. Оборот розничной торговли по состоянию на июль вырос на 7,2%, до 62,2 млрд рублей. В непродовольственном сегменте по итогам июля прирост составил 11,5%, по итогам января–июля наблюдалось падение на 1,8% год к году.
Эксперты связывают восстановительные тенденции в оптовой и розничной торговле со снижением потребительской тревожности. Александр Скоробогатов, профессор департамента экономики НИУ ВШЭ Санкт–Петербурга, считает, что активно вводимые в прошлом году санкции против России могли стимулировать как бизнес, так и граждан закупаться впрок.
"Это было вызвано опасениями лишиться возможности закупки тех или иных товаров в дальнейшем, а также прогнозами подорожания во всех категориях. Экономисты прогнозировали огромную инфляцию и обвал экономики. Сейчас мы видим, что спад по итогам прошлого года оказался ниже, чем ожидалось, инфляция тоже была умеренной", — поясняет он.
Вероятно, потребители привыкли к новой ситуации в экономике, что снизило градус ажиотажа. Сейчас закупки ведутся в том же темпе, в котором их делали до 2022 года. При этом у многих могут сохраняться остатки товара.
Напомним, в 2022 году обороты розницы начиная с марта снижались ежемесячно. "На сегодняшний день бизнес, похоже, научился обходить санкции, поэтому данные статистики могут говорить об адаптации компаний и самого потребителя", — добавляет Скоробогатов.
Оборот общественного питания в городе на Неве по итогам июля составил 15,2 млрд рублей (+17,2% год к году), в январе–июле — 109,9 млрд рублей (+12,1%). В Ленобласти общепит в июле показал оборот 2 млрд рублей (+8,9%), в январе–июле — 13,9 млрд рублей (+12,7%).
По словам экспертов, темпы роста петербургского рынка общественного питания выше средних по стране, что в целом закономерно: город считается крупным гастрономическим центром. Среди драйверов роста можно выделить бурное развитие рынка быстрого питания и ресторанов с доставкой.
"Заказы на дом учитываются в обороте заведений. Сегодня на них приходится почти треть всех чеков. Из барьеров для развития рынка я бы назвал волатильность валютного курса, которая влияет на финансовые планы, издержки и планы развития ресторанного бизнеса, а также покупательную способность: люди в ситуации неопределённости стараются снижать расходы и первыми под сокращение попадают походы в ресторан", — поясняет региональный директор системы автоматизации для ресторанов Absolut POS Алексей Смирнов.
По его словам, к перспективным растущим сегментам можно отнести концепции восточной и азиатской кухни — они вошли в тройку самых популярных форматов наряду с русской кухней и фастфудом.
Ряд экспертов однако придерживаются менее оптимистичной точки зрения. Так, председатель комитета общественного питания субъектов МСП петербургского регионального отделения "Деловой России" Максим Жуков обращает внимание, что за последний год индекс роста потребительских цен в отрасли общественного питания составил не менее 15%. Поэтому можно говорить, что рост в 17,2% в июле по Петербургу фактически отражает увеличение оборота исключительно за счёт роста цен, но тенденция не свидетельствует об увеличении дохода бизнеса и его рентабельности.
"Отрасль общественного питания включает в себя не только классические рестораны, кафе и бары, но и фастфуд, столовые, а также различные социальные объекты, которые имеют возможность работать на внешнего потребителя. Поэтому, возможно, эти ниши сегодня являются более успешными и растущими сегментами отрасли по сравнению с другими. Например, до мая обороты ресторанных проектов, особенно расположенных в центре города, отставали от показателей прошлого года. Даже несмотря на индексацию потребительских цен в меню", — указывает он.