Миллиардер Троицкий стал прямым совладельцем крупного автобизнеса

Автор фото: Беликов Валентин

Миллиардер Дмитрий Троицкий стал прямым, а не завуалированным собственником автомобильной группы "Мега–Авто". Причина — неудобство управления бизнесом через офшор, полагают эксперты.

С 3 октября Дмитрий Троицкий (№75 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022) стал владельцем 10%–ной доли в ООО "Группа компаний “Мега–Авто”". В свою очередь Huricane Rock Limited (Кипр) вышла из состава собственников группы, говорится в выписке из ЕГРЮЛ.
Холдинг "Мега–Авто" и раньше связывали с Дмитрием Троицким, а также с его бизнес–партнёром Дмитрием Коржевым. Однако до этого предприниматель напрямую не владел долями в компании.
Остальные 90% ООО "ГК “Мега–Авто”" принадлежат АО "Капитал Групп", акционеры которого не раскрываются. Кроме "Мега–Авто" "Капитал Групп" также управляет несколькими юридическими лицами исследовательской группы "Ромир".
В самой компании не стали комментировать сделку. Возможно, причина такого внезапного стремления предпринимателя к транспарентности связана с неудобствами структурирования и управления через офшорную юрисдикцию, предполагает адвокат, партнёр коллегии адвокатов "Смоленка, 33" Елена Менде. "Давайте помнить о приостановлении соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, а также о строгом и зачастую избыточном комплаенсе иностранных банков и корпоративных провайдеров", — замечает она.
Дмитрий Троицкий
"Мега–Авто" — одна из старейших в Петербурге сетей автосалонов и сервисов, основанная в 1993 году. То есть ещё до того, как бизнес–партнёры открыли производственную линию соков "Мултон" (впоследствии её, выросшую в завод, продали Coca–Cola) и свой первый гипермаркет "О’Кей".
Значительное время группа "Мега–Авто" входила в число крупнейших автомобильных холдингов в регионе, но несколько лет назад сократила число автосалонов втрое. В 2020 году она продала 10 салонов из 15, включая все расположенные за пределами Санкт–Петербурга. Семь дилерских центров купила "Объединённая автомобильная корпорация — РРТ" петербургского предпринимателя Олега Барабанова, остальные достались региональным игрокам. После закрытия сделки у группы осталось пять дилерских центров, чуть позже она продала ещё один холдингу "Максимум".
В 2022 году выручка ООО "ГК “Мега–Авто”" сократилась на 46%, до 5,6 млрд рублей, при этом чистая прибыль выросла до 114,9 млн по сравнению с 86 млн годом ранее. В компании работают более 300 человек. На данный момент в портфель брендов входят Audi, Hyundai, Genesis, Jaguar, Land Rover, Changan, Geely, Kaiyi и BAIC.
Между тем автомобильный рынок России после обвала в прошлом году демонстрирует позитивную динамику. Так, в сентябре 2023 года продажи на нём выросли на 120,5%, а за три квартала — на 42,8% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года, подсчитали в АО "Паспорт промышленный консалтинг".
А по информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, основанной на данных автопроизводителей и официальных импортёров, продажи за три квартала 2023 года выросли на несколько меньшие, но всё же уверенные 26,1%.
"Мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста рынка продаж новых автомобилей, что указывает на его высокий потенциал и постепенное восстановление, несмотря на рост цен и серьёзную волатильность рубля", — прокомментировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
В ближайшие 3 года российский авторынок ждёт плавный рост: объём продаж легковых автомобилей в России в 2023 году превысит отметку 1 млн, следует из прогноза Минэкономразвития на 2024–2026 годы.