Россияне стали чаще покупать новую технику вместо ремонта старой

Автор фото: vostock-photo

Последние пару лет россияне чаще относили старую технику в ремонт, вместо того чтобы покупать новую. Однако в 2023 году эта модель поведения, похоже, изменилась под напором новых дешёвых брендов.

Тенденция к экономии на крупных покупках, в том числе бытовой техники, наметилась ещё в первый год пандемии. С вводом западных санкций и уходом многих брендов с российского рынка казалось, что ремонт стал ещё более предпочтительной альтернативой. На это влияют недоверие к новым брендам, отсутствие гарантийного обслуживания при покупке на маркетплейсах, а также общее подорожание. Чтобы сдержать рост цен, ФАС даже обращалась к крупным ретейлерам с требованием зафиксировать предельные цены на социально значимую технику (чайники, микроволновки, инструменты для дачи и т. д.).

Мастера нарасхват

Согласно исследованию "Авито Услуг" и ORO, в 2022–2023 годах ремонт и установка электроники и техники — одна из лидирующих категорий на рынке услуг (230 млн заказов, 6% от общего объёма).
Руководитель категории "Праздники и мероприятия" на "Авито Услугах" Александр Сёмочкин отмечает, что ремонт является экономически более выгодным решением, поскольку помогает сэкономить и продлить срок службы техники. "К концу лета 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года россияне на 76% чаще обращались за услугами мастеров по ремонту. Наиболее активно увеличивается спрос на ремонт бытовой техники — рост 188% по сравнению с прошлым годом. Популярность заказа услуг по ремонту аудио– и видеотехники в Петербурге увеличилась на 53% год к году", — говорит эксперт.
Сегодня на том же "Авито" около 5 тыс. предложений по ремонту и обслуживанию бытовой, аудио– и видеотехники в Петербурге. Сервис 2ГИС отмечает более 3 тыс. различных сервисных центров на карте города.
Об актуальности ремонта говорят и аналитики сервиса "Профи". Они сравнили два аналогичных периода — с 1 января по 4 октября в 2022 и 2023 годах — и зафиксировали рост спроса на специалистов по ремонту бытовой техники. По всей России — на 13,3%, в Петербурге — на 8,2%. Также в городе увеличился спрос на специалистов по ремонту отдельных категорий товаров: телефонов — на 13,6%, компьютеров — на 12,2%.

Человеческий подход

Однако модель поведения "ремонтировать лучше, чем покупать" всё же не может быть вечной. Виктор Викторов, владелец сервисного центра Vector, а также руководитель и соучредитель сервисного центра "Компьютер Мэн", рассказал "ДП", что в 2022 году прибыль возросла из–за дефицита видеокарт, которые сервисы успешно ремонтировали. Но в этом году, по его ощущениям, спрос на ремонт упал, прибыль просела на 10–15%.
"Это связано с удешевлением техники. Сейчас можно купить ноутбук за 17 тыс., а не восстанавливать предыдущий. Поэтому мы избрали другую политику: пытаемся повоевать с ребятами “живу рядом, приеду быстро”, которые официально не наняты и зачастую просто нагло обманывают клиентов. Нам про таких рассказывают: приехал человек и запросил 20 тыс. рублей за установку Windows. Сейчас тоже предлагаем выехать на дом — это помогает увеличить охват. Но большинство предпочитают лично прийти в офис", — рассказывает предприниматель.
Кроме того, на рынок активно выходит китайская техника — зачастую без технической документации, дешёвая и практически неремонтопригодная. Если техника стоит до 40 тыс. рублей, покупатели предпочитают приобрести новую.
По словам Викторова, проблем с запчастями его компания не испытывает, а потребность в чипах закрывает б / у техника. Однако заметна проблема отсутствия специалистов. "Люди приходят без базовых знаний, а за время обучения выгорают — это большой труд. Если у мастера человеческий подход (готов поговорить, объяснить клиенту), у него есть заказы. Если же превалирует стремление просто заработать (взял, выполнил работу и вернул, ничего не объясняя), такие сейчас сильно проседают", — подчёркивает он.
В пресс–службе "М.Видео–Эльдорадо" сообщили, что в сравнении с прошлым годом обращений по гарантийным случаям больше не стало.
"На российском рынке значительно скорректировался ландшафт представленных производителей — появились новые бренды и усилили свои позиции уже знакомые потребителям торговые марки из Китая и Турции, увеличился интерес также к локализованным производителям из России и стран СНГ, в том числе к СТМ–технике (собственным торговым маркам. — Ред.). Потребители адаптируются и готовы пробовать новые для себя бренды. Подходят к покупкам практичнее, но остаются лояльны привычным компаниям. В том числе продолжают приобретать премиальную и люксовую бытовую технику, инвестируя в продвинутые характеристики и стильный дизайн", — говорят в пресс–службе.
При этом важными факторами остаются доверие к месту покупки и наличие гарантийного обслуживания.

Сила привычки

Эксперты и аналитики рынка в оценках ситуации расходятся. Иван Федяков, основатель и гендиректор INFOLine, считает, что в условиях кризиса ремонт техники и других товаров — это защитная модель, которая позволяет потребителям сэкономить и не снижать качество жизни. При этом на текущий кризис накладывается ограниченность поставок на российский рынок.
"Приверженность потребителя определённым брендам и маркам выражается в том, что если раньше человек мог сломанную технику поменять на аналогичную новую, то сейчас новой нет. Не только той же марки, но и сопоставимой по цене, качественным характеристикам. Как с машинами: далеко не все автомобилисты готовы пересесть с Lexus на китайский Chery. И потребитель охотнее потратит время и деньги на ремонт своего Lexus, чем поменяет его на аналогичный автомобиль китайского производства. Та же история происходит с телевизорами, холодильниками и другой техникой", — объясняет он.
Иного мнения придерживается Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.
"Роста спроса на ремонт как такового нет, потому что россияне в массе своей предпочитают покупать новую технику. Рынок продаж бытовой техники в 2023 году вырос минимум до уровня 2021–го, а тогда он был достаточно приличным. Казалось бы, кризис есть в Европе, США, Азии, а у нас он не ощущается с точки зрения продаж. При этом стоимость бытовой техники за прошедший год выросла по разным категориям от 10 до 40%, что ощутимо. Так же сильно изменилась цена компонентов. Есть недостаток по европейским маркам, и в первую очередь проблема с компонентами, которых нет у китайцев: например, с электронными блоками для стиральных машин и холодильников. Они, как правило, снимаются со старых устройств. Новых поставок практически нет, что сказывается на цене. В итоге стоимость ремонта доходит до половины цены нового устройства", — утверждает он.