Внутренние потребности: российский рынок стал приоритетным для стартапов

Автор фото: freepik.com

Создатели стартапов рассматривают российский рынок как приоритетный для развития. При этом требования инвесторов стали более строгими.

Специалисты НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST провели исследование, в котором приняли участие более 250 IT–проектов. Разработчики 89% стартапов назвали ключевым для себя российский рынок. В пресс–службе НИУ ВШЭ пояснили, что среди основных направлений деятельности стартапов оказались EduTech, MedTech и GreenTech.
Директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Елена Климшина считает, что сегодня многих привлекает перспектива занять ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний.
Эксперты отмечают, что переориентация рынка подстегнула инвестиции в софтверные b2b–продукты с понятным рынком (RPA, BPM, корпоративные мессенджеры, сервисы по проектному управлению, CRM). Для b2c–сервисов актуальны бронирование билетов, платёжные системы, сервисы видеозвонков, сетевые диски, чат–боты на основе нейросетей. Правда, здесь речь не столько о стартапах, сколько о готовых бизнес–моделях.
Декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрей Анфиногенов делит стартапы на две группы. Первые направлены на закрытие насущных "болей" и проблем пользователей. Вторые станут основой для будущих технологических продуктов и производств (Deeptech Startups). Чаще всего их цель — развитие определённой технологической отрасли. "Одни из самых перспективных видов стартапов с большим технологическим заделом и потенциалом развития — это deeptech. Конечно, для вывода таких проектов на рынок и трансформации в отдельные бизнес–единицы нужно преодолеть ряд вызовов, но все они решаемы", — подчёркивает эксперт.
Как указывает заместитель директора по инвестициям MTS AI Игорь Ярунов, в последнее время возросли требования к здравому смыслу предпринимателя. "Никто не хочет видеть абстрактные мечты. В России всем интересны протестированные гипотезы и безубыточность в разумной перспективе. Инвесторы стали рассматривать возврат не только через продажу доли в будущем, наблюдают за денежным потоком от инвестиции в целом (частично дивиденды, частично возврат долга по динамической ставке, продажу доли). Более пристально рассматривают “средние” сценарии — когда нет взрывного роста, но нет и банкротства", — добавляет он.
По словам экспертов, сегодня большинство IT–стартапов так или иначе заявляют об использовании искусственного интеллекта (ИИ), но на самом деле далеко не все понимают, где и как его применять.
"Российский IT–рынок претерпевает изменения и может служить стартовой площадкой для развития продукта и последующего экспорта в дружественные страны. А это 40% мирового ВВП, и его доля увеличивается с каждым годом. К сожалению, внутренний рынок мал, и для развития продукта необходимо выходить на экспорт", — констатирует генеральный директор "Ланит–Терком" Вадим Сабашный. По его оценке, только один из 15 стартапов, дошедших до стадии минимально жизнеспособного продукта, будет успешным и выйдет на прибыль. Наибольший потенциал имеют проекты, использующие ИИ как основу, ориентированные на b2c и на индустрию развлечений, где наиболее вероятен взрывной рост.