Севморпуть не любит спешки: российская нефть перестроилась на новый маршрут

Автор фото: Ермохин Сергей
Санкции снизили загрузку балтийских портов, занятых по большей части нефтяным экспортом в Европу. Российская нефть повернулась на восток, и одним из альтернативных способов доставки стал северный маршрут. Но пока разогретой трассу Севморпути (СМП) назвать трудно.
Месяц назад из портов Приморск и Усть–Луга в Китай через СМП вышли нефтяные танкеры NS Arctic и "Приморский проспект" с суммарным грузом 224 тыс. тонн. Танкеры типа Aframax обладают "балтийским" ледовым классом Ice3, недостаточным для самостоятельного прохода через льды толще 0,7 м. Маршрут судов был проложен через СМП в том числе с целью выиграть время: 31–36 суток в пути против 45 дней через Суэцкий канал.
Однако в первых числах августа оба судна остановились в Восточно–Сибирском море, не рискуя зайти во встречные ледовые поля. Спустя 6 дней простоя до танкеров дошёл атомный ледокол "Таймыр" и обеспечил дальнейшую проводку каравана. В результате оба танкера прибудут в китайский порт Жичжао практически в тот же срок, что занял бы путь через южный маршрут. Стоит отметить, что забота о сроках доставки более справедлива для контейнерных перевозок. В случае с топливом, если риски задержки заложены изначально, ситуация не так страшна. Сам факт запуска таких рейсов уже внушает оптимизм.
В 2019 году танкеры с теми же характеристиками осуществили два рейса с нефтью из Приморска на восточное побережье Китая за 30 и 35 суток. Тогда сопровождение ледокола судам не понадобилось, но обратно они возвращались уже через юг из-за осложнившейся ледовой обстановки.
Согласно "майскому указу" президента России от 2018 года, грузопоток по СМП должен составить 80 млн тонн в 2024 году. В прошлом году показатель достиг 34 млн тонн. Объём перевозок постепенно растёт год к году, однако эксперты считают, что перенаправление нефти из балтийских портов на СМП не внесёт в это дело большого вклада. Во многом потому, что за короткую летне–осеннюю навигацию такие танкеры могут успеть совершить не более двух рейсов.
Для увеличения нефтяных поставок нужно строить дополнительные суда, причём желательно с ледовым классом повыше, чтобы они чувствовали себя увереннее без ледоколов. Фрахтовать на каждый рейс сопровождающий ледокол — дорогое удовольствие, даже если не брать во внимание проблему нехватки атомоходов для круглогодичного снабжения СМП, которая в данный момент решается на российских верфях.
Несмотря на случай с забуксовавшими танкерами, штучные рейсы нефтяных поставок в Китай продолжаются: из Усть–Луги на СМП уже вышел небольшой танкер "СКФ Иртыш". Но для того чтобы порты Балтики стали востребованной точкой "А" для торговли с восточными партнёрами, требуются время, силы — и немалые деньги.