"Айтишники, которых будут хантить": в Петербурге возрождают инженерную школу

Петербург стал пятым городом, в котором прошла конференция "Импульс Т1". Одно из крупнейших ИТ-мероприятий проводится уже второй год подряд и в этот раз оно охватило всю страну, от Москвы до Сибири.

Конференция посвящена возрождению российской инженерной школы и практическим шагам по достижению этой цели. Определённые механизмы применяются уже сейчас. Много внимания на мероприятии было уделено сотрудничеству компаний с вузами, профильной подготовке будущих ИТ-специалистов, их карьерному и профессиональному росту, методам повышения квалификации.
"Один из наших приоритетов на данный момент — работа с коллективом. Мы активно вкладываемся в hr-бренд и различные практики: для нас важна мотивация сотрудников интересными проектами, новыми знаниями, профессиональным ростом и продвижением по карьерной лестнице", — отметил генеральный директор Холдинга Т1 Алексей Фетисов.
Для посетителей ведущие эксперты отрасли подготовили доклады, которые обсуждались в формате живого общения: говорили про применение информационных технологий в самых разных сферах и задачах — науке, космической отрасли, автопроме, проектах по развитию искусственного интеллекта, управлении рисками, дизайне.
На мероприятии в Петербурге была особо отмечена сила инженерной школы Северной столицы, известной на весь мир во многом благодаря студентам и выпускникам СПбГУ, ЛЭТИ, Политеха и Университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.
Обращают на себя внимание два тренда: с одной стороны, в городе ИТ-отрасль вошла в топ-2 по спросу на новых сотрудников, они необходимы абсолютно во всех индустриях. С другой — кадровый голод становится сильнее, а число абитуриентов вузов сокращается.

Вклад в кадры: не трата, а инвестиция

Как рассказал первый заместитель генерального директора Холдинга Т1, генеральный директор Группы "Иннотех" Дмитрий Харитонов, в таких условиях компании максимально активно вовлекаются в подготовку инженерного ядра, стараясь привнести практическую ценность уже в первые этапы обучения будущих специалистов. Целенаправленно разрабатываются программы, которые позволяют новичкам легче адаптироваться и быстро расти в профессии.
Участники организованной Холдингом Т1 конференции разделяют мнение, что современный инженер обладает особыми качествами — неравнодушием, энергичностью и стремлением реализовать свои замыслы. В этом плане инженеры XXI века находятся в весьма выгодном положении: у них есть масса технологий и возможностей, а также неограниченный простор для творчества.
Для инновационных открытий нужны компетенции и инженерный опыт. Как из новичка вырасти в опытного мастера — обсуждалось на панельной дискуссии "Без границ: искусство преобразования junior-специалистов в middle-специалистов".
Заместитель генерального директора по технологическому развитию Группы "Иннотех" Дмитрий Гредников подчеркнул, что начинающий специалист не может сразу знать все аспекты работы.
"Развивать сотрудников надо на каждом уровне, с самого начала объяснить им, что такое ИТ, так как у большинства такого понимания просто нет, — полагает Дмитрий Гредников. — Людям зачастую кажется, что информационные технологии означают только написание программ. Между тем это целое искусство и отдельный мир. И обучать этому пониманию профессии необходимо на каждом уровне, от вуза до работодателя".
Спикер особо отметил, что у работодателей востребованы и начинающие, и опытные кадры — требования зависят от проекта. При этом будущие сотрудники — это не только студенты. Далеко не все ИТ-специалисты вообще учатся в вузе по специальности, многие переквалифицируются из других областей. И здесь задача работодателя — показать человеку его возможности.

Партнёрство с вузами

Учебное заведение не может в одиночку подготовить ИТ-специалиста. Как отмечали участники конференции, безусловно, вуз даёт базу, но для остального ему необходимы партнёры.
При этом работу в ИТ студенту лучше начинать в районе второго года обучения — тогда к выпуску у него уже будет весомый опыт. У петербургских студентов для этого есть все возможности: им легко устроиться летом на стажировку. По опыту, во время подобных проектов учащиеся уже понимают бизнес-особенности процессов в ИТ-компаниях.
Как результат — во время производственной практики на третьем курсе они уже получают оффер.
Чтобы вузы могли действовать на опережение и готовить специалистов с нужными компетенциями, они должны выстраивать вокруг себя инвестиционную среду. А создавать её можно через взаимодействие с предпринимателями, внедряя студентов в производственные коллективы. Цель такого подхода в том, что студентов должны хантить, а не просто приглашать, когда они присылают резюме.
Крупные компании готовят технических специалистов при помощи партнёрских вузов таким образом, чтобы в штат они приходили уже готовыми мастерами. Этому способствуют корпоративные магистратуры, в которых людей обучают целенаправленно для работы в определённой сфере. При таком механизме подготовка сотрудников — это не трата, а инвестиция, причём сопряжённая напрямую с конкретной бизнес-задачей.
Одна из актуальных тем для обсуждений сегодня — искусственный интеллект. К наиболее распространённым опасениям относится, например, потеря работы людей в сферах, где их может заменить ИИ. В таком случае ИТ-специалисты попадают в зону риска, так как искусственный интеллект может написать код не только быстро, но и бесплатно.
Однако в этой сфере важны не только технические навыки и теоретические знания: по словам Алексея Фетисова, главным критерием современного ИТ-специалиста должно быть желание меняться и расти.
"Сейчас технологии приходят на смену друг другу так быстро, что глубокие теоретические знания в конкретном языке программирования могут потерять актуальность. Приоритетами для современного айтишника должны стать расширение кругозора, желание учиться и готовность к изменению технологического профиля", — подчеркнул Фетисов.