Образовательная архитектура

"ДП" выяснил, как застройщики и проектировщики стараются создавать красивые, удобные школы в условиях строгих законодательных нормативов и почему внешний облик учебных заведений важен для детей и педагогов

В Петербурге особое внимание школам уделялось ещё до революции. Например, в Рыбацком из старых зданий числятся памятниками всего три — постоялый двор, дом причта при утраченной Покровской церкви и училищный дом. Первая школа, построенная в Ленинграде в советское время, теперь тоже признана памятником архитектуры. Здание на проспекте Стачек распахнуло двери в 1927 году.
Автор проекта — мастер конструктивизма Александр Никольский — спланировал сооружение так, что с высоты птичьего полёта оно напоминает серп и молот. Изнутри школа тоже отличалась от всего, что было ранее. Проект был разработан с учётом новых методов обучения, которые должны были стимулировать самостоятельность и активность учащихся.
В 1930–е годы в городе стали появляться уже типовые школы. Тогда Ленпроект в лице архитекторов Леонида Асса и Александра Гинцберга разработал четырёхэтажку на 880 учащихся. Особо распространены типовые проекты стали в 1960–1970–х годах — четырёхэтажные школы с пристроенными с разных сторон объёмами спортивного зала и столовой можно увидеть почти в любом спальном районе Петербурга.

Нормативное наследие

Сегодня весомый вклад в строительство школ вносят застройщики. В некоторых крупных жилых проектах появляется сразу по несколько образовательных учреждений. Например, в микрорайоне "Солнечный город", последние дома которого недавно сдал холдинг Setl Group, открыто две школы, третья — строится. В зданиях помимо классных комнат есть бассейны, спортивные залы, столовые и библиотеки. Через дорогу, в малоэтажном проекте "Солнечный город. Резиденции", тоже возводится школа.
Как показывает практика, детские сады и школы в ЖК часто проектируют организации, которые не работают над жилыми домами в конкретном проекте. По словам руководителя проектной компании "Архиоптерикс" Михаила Бродача, проектирование жилой застройки, особенно масштабной, квартальной, — удел крупных мастерских, которым не очень интересно и рентабельно заниматься детскими садами или школами. Как это ни парадоксально, зачастую проще получить разрешение на строительство жилого дома, чем образовательного учреждения.
По словам проектировщиков, почти все действующие санитарные и противопожарные нормы уходят корнями в советскую нормативную базу, что ограничивает возможность делать эти здания суперсовременными. Но архитекторы и девелоперы пытаются в условиях ограничений идти в ногу со временем.
"Из нового — более разнообразным стал спортивный узел: в каждой школе делается по два бассейна, несколько спортивных залов. Более современной стала и организация пищеблоков. В учебных кабинетах появились мультимедийные доски, проекторы. Ввиду того что в школах сейчас появляются дополнительные образовательные факультативные элементы, например классы виртуальной реальности, это диктует определённое современное наполнение", — говорит Михаил Бродач.
По словам Сергея Золина, генерального директора "СОТЭКС–ПРОЕКТ", появляются дополнительные танцевальные залы, хореографические студии, становится больше помещений для размещения творческих мастерских. Ведь в идеале школа должна быть местом притяжения не только для детей, но и для их родителей, стать настоящим центром культурной жизни района.

Простор приоткрывается

"Сегодня застройщики уделяют внимание внешнему облику соцобъектов — серая или красная однотонная школа остаётся в прошлом, — рассказывает Сергей Золин. — Как раз при проектировании и строительстве школы в проекте Setl Group “Солнечный город” мы уделили этому особое внимание".
Но создать что–то максимально новаторское и необычное мешают ограничения, предусмотренные всё теми же нормативами. По мнению Михаила Бродача, если бы была возможность применять более дорогие материалы, то можно было бы выигрывать за счёт качества и фактуры, а не только цветов и графических элементов на фасадах.
"В Ленобласти недавно появились новые правила относительно соцобъектов — теперь там разрешается не более 10% фасада выполнять в штукатурке, остальные 90% должны быть выполнены в ином материале. Это подталкивает к более разнообразным решениям, — рассказывает он. — Я думаю, что постепенно к этому придут и в Петербурге".

Баухаус внутри ампира

В Северной столице не только строятся новые образовательные учреждения, но и обновляются старые. Осенью после капитального ремонта, проведённого холдингом Setl Group, открыла свои двери школа на Лиговском проспекте, 241. Здание было построено почти 90 лет назад, как раз по типовому проекту Леонида Асса и Александра Гинцберга. В процессе работ не только заменили инженерные системы, но и полностью переиграли внутренний облик строения.
"Обновлённый интерьер школы выполнен в стиле Баухаус, который зародился в Германии, — рассказывает архитектор–дизайнер, преподаватель Международной школы дизайна Артём Степанов. — Он сочетает в себе несколько стилей — лофт, минимализм и био–тек. Яркими акцентами являются чистый жёлтый, красный, синий и зелёный. Насыщенные цвета используют не только при отделке поверхностей, но и в предметах мебели и текстиле".

Воспитание вкуса

Нарядные фасады, яркие цвета, оборудованные кабинеты — в совокупности всё это формирует привлекательное школьное пространство. Ведь окружая детей красотой, взрослые делают вклад в развитие их творческого потенциала и талантов, а самое главное — у ребят появляется искренняя тяга к знаниям и желание ходить на занятия.
"Есть такое научное понятие — образовательная среда. Оно включает всё: и каким цветом стены покрашены, чьи портреты висят в коридорах, есть ли перед школой палисадник. Это важно и нужно, потому что здорово, когда ребёнок приходит в первый класс — и со временем начинает ощущать принадлежность к этому месту, к коллективу. Если всё так, то ребёнку приятно идти в школу, там находиться", — уверена кандидат психологических наук, программный директор компании "Архитектура будущего" Татьяна Яничева.
"Современные школы двигаются в направлении европейских трендов. Это большое пространство, не утилитарное, не сугубо техническое, а объект, в котором есть крупные рекреационные зоны для детей, есть точное разделение функционала между младшими и старшими классами, есть атриумное пространство, что является отдельным, новым трендом. С точки зрения внешнего облика школ прогресс тоже есть", — резюмировал руководитель архитектурного бюро "А. Лен" Сергей Орешкин.