Прикоснуться к старине: о чём рассказал фундамент Борисоглебской церкви

На углу Синопской набережной и проспекта Бакунина продолжаются работы по воссозданию Борисоглебской церкви. Уже завершился второй этап археологических раскопок, но главное ещё предстоит сделать.

Раскопки проводились на месте фундамента с целью зафиксировать его точные границы и конфигурацию. С инициативой воссоздания утраченного в советские годы храма выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд) ещё в 2019 году.

Место и действия

За эти четыре года был пройден большой путь, пусть и незаметный обывательскому взгляду. Главная сложность состояла в том, чтобы определить место, где может снова вырасти храм. Дело в том, что с момента его полного разрушения в 1975-м году Петербург сильно изменился, и там, где раньше находилась церковь, сегодня располагается проезжая часть. Чтобы воссоздать доминанту именно на старом участке, пришлось бы полностью перестраивать схему движения транспортных потоков и переделывать развязку с мостом Александра-Невского.
В результате многочисленных обсуждений храм решили немного "сдвинуть" с дорожного полотна Синопской набережной в сторону перехватывающей парковки, которая занимала квартал между набережной, проспектом Бакунина и безымянным продолжением Амбарной улицы. Тогда Фонд подобрал для стоянки альтернативное место, выкупил его и передал в собственность города в обмен на территорию для Борисоглебской церкви. Стоит отметить, что на все изменения, касающиеся святыни, предварительно было получено благословение петербургского митрополита.
В феврале 2023-го года начались раскопки под руководством научно-исследовательского центра "Актуальная археология". С учётом того, что церковь была взорвана, а под землёй проложены многочисленные инженерные коммуникации, фундамент храма получил сильные повреждения. Работы помогли выявить его точные границы. Так, оказалось, что под газоном вдоль проспекта Бакунина находится северный участок фундамента, хотя изначально он не был отмечен в проекте на данном месте. Кроме того, археологи обнаружили, что на рубеже XIX–XX веков, в подвале действующей тогда церкви создали систему воздуховодов к пневмопечам. Есть основания полагать, что со временем, отдельные части фундамента будут музеефицированы.

Новая доминанта

Как и многие другие объекты, воссозданием которых занимается Фонд, храм во имя святых Бориса и Глеба был выбран не случайно. Знаменательна история его появления в Петербурге, архитектура и огромное духовное значение для города.
В середине XIX века часть набережной, где сегодня организовано автомобильное движение, занимали пристани и склады. В том числе, сюда приходили баржи с зерном из Борисоглебска, крупного хлеботоргового города Черноземья. После покушения на императора Александра II 4 апреля 1866 года береговое купечество "в благодарность Господу за его счастливое избавление" организовало сбор средств на строительство в этом месте храма. Освящение состоялось в 1882 году. Назвали церковь в честь благоверных князей Бориса и Глеба, которые, с одной стороны, символически были связаны с Борисоглебском, а с другой — с находящейся неподалёку Александро-Невской лаврой. Ведь, согласно преданию, именно эти святые явились одному из воевод Александра Невского перед битвой на Неве. Кроме того, на данном названии храма настаивал Александр III.
Церковь, созданная по проекту архитектора Михаила Щурупова, поражала своим масштабом и мастерством исполнения. Она имела пять куполов и была богато украшена внутри и снаружи. Особенно выделялись барельефы двенадцати апостолов по периметру купола. Многоярусный резной иконостас создавался под руководством архитектора Сергея Шестакова, порталы были выполнены из серого гранита, а пол выложен в виде мраморных плит и паркета. Известно, что в храме имелось два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского. Главной особенностью стало то, что стилистика проекта органично объединила в себе каноны русского зодчества, романского стиля и возрожденческих архитектурных традиций. Так в городе появилась новая доминанта.

Близко к оригиналу

В наши дни к непростой задаче воссоздания былого великолепия Борисоглеской церкви подключился заслуженный архитектор РФ, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов и председатель Совета по церковной архитектуре СПб СА Михаил Мамошин. В его архитектурной мастерской продолжается скрупулёзная работа над проектированием на основании иконографического материала, фотографий, сохранившихся документов.
По словам Михаила Мамошина, когда храм будет построен, он получит даже более парадное градостроительное решение, чем прежде. Он станет замыкать обе оси Синопской набережной — от улицы Моисеенко и от Лавры. С этого момента набережная вновь обретёт свою доминанту, что сделает всю местную инфраструктуру гораздо более привлекательной, избавит от депрессивности бывших промышленных кварталов. Тем более, что возле святыни будет организован парк-сквер, которым смогут пользоваться все желающие гости и жители города.
Визуализация воссоздания Борисоглебской церкви. Предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге
Это подтвердил и директор Фонда Илья Козлов, подчеркнув, что данный объект — далеко не первый утраченный храм на берегах Невы: "Мы продолжаем воссоздавать и восстанавливать важны для Петербурга объекты. Сначала Киновию Александро-Невской Лавры на Октябрьской набережной, затем церковь Всех скорбящих радость (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны, теперь — храм Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Во всех случаях мы видим, как удивительно преображается пространство вокруг этих памятников архитектуры, как меняется в лучшую сторону облик набережной в целом".
Значение этой работы для Петербурга огромное. Ведь таким образом, не просто воссоздаются некие отдельные городские доминанты — они на глазах буквально обретают вторую жизнь, органично вписываясь в жизнь современного общества.