Google пытается зарегистрировать в России новый товарный знак

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Google, по–видимому, продолжает интересоваться российским рынком. Об этом говорит попытка зарегистрировать новый товарный знак.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) принял к производству заявление Google LLC (США), который просит о досрочном прекращении защиты товарного знака MEETS по нескольким классам Международной классификации товаров и услуг, среди которых соцсети, высокочастотная аппаратура, онлайн–предоставление видеофайлов. Права на этот товарный знак до 2028 года принадлежат петербургскому ООО "Митс системс".
Как следует из заявления Google, основанием для требования стало неиспользование компанией из Северной столицы бренда MEETS. Поначалу заявление американской компании было обездвижено: в пакете документов не оказалось подтверждения о направлении иска участникам процесса, отсутствовало подтверждение об уплате пошлины. Истец исправил нарушения, и 17 октября СИП принял его заявление к производству и назначил предварительное заседание на 27 ноября.
Компания "Митс системс", основным владельцем которой, как следует из данных сервиса "Контур.Фокус", является Роман Войтов (72,5%), предположительно, занималась разработкой игры–соцсети Meets. А у Google существует сервис Meet для телефонной связи и видеоконференций.
С участниками судебного процесса "ДП" связаться не удалось.
По статистике, большинство венчурных проектов оказываются неуспешны, замечает Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. "Данный продукт Meets Systems выглядит особенно рискованным. Он выходит одновременно на поле социальных сетей, приложений для знакомства и геймдева, а значит требует наличия в команде специалистов с компетенциями во всех этих сферах. В России и мире часто запускаются подобные стартапы, но если бы они стали по–настоящему успешны, мы бы уже знали о них", — добавляет эксперт.
Российский Meets выглядит как стартап, который "не взлетел", говорит партнёр юридической компании Comply Максим Али. "На сайте meets.systems до сих пор упоминается пандемия как мотив использовать приложение. А в Google Play есть информация всего о “5+” скачиваниях", — аргументирует своё мнение Максим Али.
Опрошенные "ДП" эксперты полагают, что спор, инициированный Google, свидетельствует о его интересе к российскому рынку и стремлении готовить "задел на будущее". И это несмотря на прозвучавшее весной 2022 года заявление американской корпорации о сворачивании большинства коммерческих операций в РФ. Компания тогда говорила о сохранении для российских пользователей только услуг бесплатных сервисов (YouTube, Gmail и т. д.).
А 18 октября 2023 года Арбитражный суд Москвы признал ООО "Гугл", российскую "дочку" Google LLC, банкротом и открыл конкурсное производство. К подаче заявления о собственной несостоятельности ООО "Гугл" подтолкнул как минимум штраф свыше 7 млрд рублей, наложенный в 2021 году ФАС за неудаление запрещённого в России контента. Приставы возбудили исполнительное производство о принудительном взыскании этой суммы с "Гугл". Кроме того, свою роль, скорее всего, сыграли и иски отечественных компаний к "дочке" Google LLC. По итогам 2022 года она показала чистый убыток 10,2 млрд рублей, указано в сервисе "Контур.Фокус".
По мнению Константина Сахнова, Google — это корпорация с избытком финансов, которая планирует свою экспансию на многие годы вперёд. "Тот факт, что компания начала работу по получению товарного знака MEETS, — часть большой бюрократической машины компании", — отмечает основатель студии Vengeance Games.
Его версию поддерживает и Максим Али, предполагающий, что американская корпорация хочет зарегистрировать знак Meet (со значком камеры) для своего сервиса видеоконференций.
"Такой знак сейчас проходит регистрацию в России по международной процедуре. 24 сентября 2021 года Google сначала подал заявку в США, а далее по Парижской конвенции (то есть с сохранением даты приоритета) 10 марта 2022 года подал международную заявку. 14 апреля этого года Роспатент направил предварительный отказ в регистрации знака в РФ по международной заявке. Видимо, причина как раз в том, что Роспатент противопоставил Google российский товарный знак MEETS", — объясняет Максим Али.
Кроме того, гипотезу эксперта подтверждает дальнейшая хронология событий. Время с апреля по сентябрь (именно в сентябре иностранная компания обратилась в СИП) Google как раз мог использовать для досудебного урегулирования возникших проблем. Это обязательный этап в делах о досрочном прекращении товарных знаков, который длится минимум 2 месяца.
"Уход с российского рынка может быть временным. Политическая ситуация постоянно меняется. Возможно, через 5 лет Россия будет рада видеть Google на своей территории. Поэтому я склонен полагать, что работа по консолидации интеллектуальной собственности — хорошо отлаженный процесс, работающий не только на текущие задачи, но и на перспективу. Компания продолжит работать по утверждённому регламенту, собирая патенты, пока кто–то из руководства специально не вмешается, дав распоряжение остановить подобную работу конкретно для России", — полагает Константин Сахнов.
Максим Али оценивает шансы Google на успех в судебном споре как "весьма достойные". Американской компании будет необходимо убедить суд в своей заинтересованности в использовании слова Meets для тех видов услуг, для которых зарегистрирован этот знак. В свою очередь, "Митс системс", нынешний владелец бренда, для сохранения своих прав должен доказать, что использует его по каждому виду услуг, для которого знак зарегистрирован.
"Последнее обновление приложения петербургской компании в Google Play датировано ноябрём 2020 года. Интересный вопрос, учтёт ли суд этот аргумент в защиту товарного знака, ведь по закону он должен непрерывно использоваться минимум 3 года", — рассуждает Максим Али.