Режим громкой связи: ЦБ и МВД начали вместе бороться с кибермошенниками

В субботу, 21 октября, вступил в силу закон, который должен защитить граждан и юрлиц от несанкционированных списаний с банковских счетов. Он обязует ЦБ и МВД обмениваться информацией о подозрительных финансовых операциях.

В октябре 2022 года были приняты поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О национальной платёжной системе" с отложенным на 12 месяцев сроком вступления в силу. Документ направлен на борьбу с мошенничеством в банковской сфере. Этот "дополнительный" год понадобился Банку России и МВД, чтобы заключить соответствующее соглашение об обмене информацией о платежах и переводах. Нововведение вряд ли снизит количество и объёмы мошеннических операций, но может стать одним из кирпичиков в стене для защиты денег граждан.

Злоумышленники не дремлют

Как ранее писал "ДП" (см. №81 от 31.07.2023), по официальной информации, за минувший год было похищено 14,2 млрд рублей (+4% по отношению к 2021–му). В статистике отображаются так называемые операции без согласия клиента: списание с банковских карт, переводы по системе быстрых платежей или через электронные кошельки. Процент возврата в зависимости от способа хищения не превышает 4,5%.
Текущий год может побить все антирекорды. По данным ЦБ РФ, за первое полугодие объём мошеннических операций уже превысил 8,2 млрд рублей. Увеличивается и объём "добычи" мошенников. Так, по данным регулятора, средняя сумма одной операции без согласия клиента по счетам физических лиц в 2019 году составляла 10 тыс. рублей, в 2022–м — 15,2 тыс. Традиционно банки обвиняют органы внутренних дел в медлительности и нерасторопности. Последние, наоборот, кивают на банкиров. Дескать, те под предлогом защиты банковской тайны могут долго не отвечать или вовсе игнорировать запросы. И если в схеме участвуют более двух кредитных организаций (банк владельца счёта переводит деньги на счёт получателя в другой банк — оттуда они моментально переводятся в третий и затем на множество электронных кошельков), найти мошенника становится труднее.
В пояснительной записке к вступившему в силу закону указано, что сроки возбуждения уголовных дел определены уголовно–процессуальным законодательством, тогда как сроки рассмотрения банками обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений (до 30 дней) создают проблему. Отсюда и появилась идея наладить обмен информацией через единое окно в ЦБ РФ.
В теории меры должны сократить до минимума хождение запросов и повысить процент возврата похищенных денег и количество привлечённых к ответственности мошенников.

Потерянное время

Структура, получившая название ФинЦЕРТ (от аббревиатуры CERT — computer emergency response team), была создана в ЦБ ещё в июне 2015 года. Тогда целью её создания также указывалась необходимость обмена информацией между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности.
По данным ЦБ, на текущий момент участниками обмена являются более 1 тыс. организаций. Разработан и свод признаков подозрительных операций — от классического перевода разным физическим лицам только что полученных кредитных средств до более сложных схем с выявлением местонахождения или анализа последних операций получателя.
По сути без ФинЦЕРТа рынок никогда бы не узнал всех масштабов мошеннических операций, так как до его появления каждый банк взаимодействовал сам с собой. Почему понадобилось 8 лет, чтобы подключить к этому "единому окну" правоохранительные органы, не вполне понятно.
"После обращения пострадавшего сотрудники МВД вправе запросить у Банка России данные о мошеннической операции, в том числе о получателе похищенных денег, — поясняет ЦБ. — Если их не будет в базе ФинЦЕРТа, регулятор обратится за уточнением в банки. Благодаря режиму одного окна получать информацию, необходимую для расследования фактов мошенничества и уголовных дел, станет возможно в максимально сжатые сроки".
При этом регулятор отдельно заявляет, что взаимообмен информацией учитывает все требования к защите банковской тайны.
Ускорится ли после появления нового закона рассмотрение обращений пострадавших в правоохранительные органы, станет известно нескоро. Скорее всего, данные появятся не ранее 2025 года, когда будет опубликована статистика за 2024–й.
Примечательно, что нововведение не коснётся благонадёжных клиентов банков. Для того чтобы попасть в базу данных ФинЦЕРТ, нужно действительно осуществлять подозрительные с точки зрения государства операции. Инструкции, как выйти из этой базы, в открытом доступе нет. Новая мера по взаимообмену информацией актуальная, пусть и немного запоздалая. Если мошенник действует впервые или привлекает третье лицо, информации о нём в базе ФинЦЕРТа не будет. И для пострадавших опять ничего не меняется: с единым окном или без него добиться возмещения похищенного будет также невозможно.
Впрочем, одновременно регулятор обратил внимание и на деятельность других своих подопечных — страховых организаций. С 1 октября своим нормативным документом он установил минимальную сумму страхового покрытия — 100 тыс. рублей, в пределах которого страховщик обязан произвести выплату по добровольному полису страхования банковских карт. До этого момента и страховщики, и банки много лет брали плату за защиту, но единого требования к ним не существовало. Как правило, в компенсации клиенту отказывали, если списание проведено с помощью данных карты или подтверждалось пин– или смс–кодами.

Это только первый шаг

Более значимый законопроект должен вступить в силу летом будущего года. Он был принят в июле нынешнего года и также имеет 12–месячную отсрочку для вступления в силу. Законодатель ввёл норму: банк обязан вернуть клиенту все списанные со счёта деньги в течение 30 дней. Каким образом были похищены деньги — путём оплаты фиктивной услуги банковской картой, транзакции по системе быстрых платежей или традиционного перевода с применением социальной инженерии, значения не имеет. Ещё одной новацией в этом законе стала обязанность банков отключать подозрительных клиентов от дистанционных каналов обслуживания (интернет–банк или мобильные приложения на смартфонах). Раньше такой метод был добровольным и применялся на усмотрение кредитной организации. Банки–отправители и банки–получатели также наделили правом приостанавливать зачисление средств на срок до 2 суток. Этого времени, по мнению законодателя, должно хватить, чтобы связаться с клиентом и затребовать подтверждение, что списание произведено с его ведома. Все будущие меры кажутся более эффективными, чем нынешняя по подключению МВД к внутренней базе данных ЦБ. Но первый шаг уже сделан.
Закон крайне необходим. Взаимодействие кредитных организаций и правоохранителей, хотя и существовало, носило крайне неэффективный и неоперативный характер. Все действия по расследованию и пресечению мошеннических операций в онлайне фактически сводились только к фиксации фактов правонарушений. При этом банки на своём уровне обладают значительным объёмом информации, которая могла бы помочь органам как в профилактике, так и в расследовании уже совершённых правонарушений. Но органы запрашивают данную информацию нечасто. Между фактом совершения мошеннической операции и запросом информации может пройти несколько месяцев. Закон — это, безусловно, шаг вперёд, но пока очень небольшой и недостаточный. Надеемся, что взаимодействие, построенное на основе автоматизированной системы ФинЦЕРТ, позволит правоохранителям более оперативно использовать информацию о мошенниках в расследовании, ускорив её сбор при возбуждении уголовных дел. Но этот документ вряд ли поможет в профилактике преступлений и снижении динамики их роста. В этом вопросе мы пока особых перспектив не видим. Для этого нужны иные инициативы — в первую очередь заинтересованность со стороны самих правоохранительных органов. Банки, повторюсь, владеют значительным объёмом информации о мошенниках, но активно использовать её, не нарушая законы, не имеют возможности.
Денис Бобылёв
председатель правления ПНКО "Элплат"
Проблема роста преступности в сфере информационных технологий стоит максимально остро. Каждый день мы сталкиваемся с новостями, что совершено очередное преступление, нередко это деяние касается именно банковской сферы, сбережений граждан. Оптимизация взаимодействия между банком и МВД, безусловно, способна дать положительный результат в рамках преследования злоумышленников. Однако обсуждаемая мера вряд ли решит проблему роста преступности в сфере информационных технологий. Отправка и получение денежных средств между потерпевшим и злоумышленником происходит вне банка. Да, с участием, но физически — вне. Следовательно, необходимо задаться вопросом: как сохранить денежные средства клиента банка или минимизировать риск потери денежных средств? Это возможно сделать, думается, путём осуществления контроля действий клиента. Если удалённо, то по видеосвязи с применением программ распознавания лица. Кроме того, банку необходимо, если это ещё не сделано, ввести в штат специалиста с компетенциями психолога, так как нередко, как мы это видим из СМИ, граждане под неким влиянием приходят в банк как будто добровольно, чтобы отдать сбережения преступникам. Пресечение таких поступков было бы реальным при включении в процесс обслуживания, например, специалиста–профайлера.
Артём Яблоков
адвокат, партнёр юридической компании "Братья Яблоковы"
Социнженерия распространилась из–за того, что человеческий фактор всегда был слабым звеном в системах безопасности. Для банковской сферы с ростом мошенничества совершенствуются и действия, направленные на противодействие. Для отрасли актуально обновление инструментария как технического, так и законодательного. У регуляторов задача сделать процесс отслеживания подозрительных и мошеннических операций более командным и прозрачным.
Андрей Ефимов
инженер департамента информационной безопасности "ИМБА ИТ"
Социальная инженерия — по сути способ психологического манипулирования людьми с целью получения определённой конфиденциальной информации или выполнения определённых действий. Универсального способа борьбы не придумали до сих пор. Классические методы — проведение обучения по информационной безопасности, повышение грамотности и осведомлённости людей о методах злоумышленников, необходимость всегда "быть начеку". И тем не менее даже это может не спасти от сложной, грамотно выстроенной атаки с добавленными эмоциональными красками и побуждением к немедленному принятию решения.
Александр Зубриков
генеральный директор ITGlobal.com Security