Гулять по воде: пассажиропоток на реках и каналах Петербурга вырос на 14%

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Объём водных пассажирских перевозок вырос, но незначительно. Участники рынка считают, что городу не хватает инфраструктуры.

На внутренних водных путях Петербурга в навигацию 2023 года было перевезено порядка 4 млн пассажиров. Об этом в среду, 15 ноября, сообщил заместитель директора Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин. Год назад объём перевозок составил около 3,5 млн пассажиров, то есть пассажиропоток год к году вырос на 14%.
По данным Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, входящие в неё судоходные компании в навигацию 2023 года перевезли без малого 3,7 млн человек, что почти на 2 млн больше, чем в Москве.
Президент ассоциации Владимир Родионов в беседе с корреспондентом "ДП" пояснил, что увеличение объёма перевозок по сравнению с 2022 годом наблюдалось на скоростных транспортных маршрутах в Петергоф и Кронштадт, а также на тех, которые предполагают выход в Невскую губу (в основном на двухпалубных теплоходах). "На мой взгляд, рост спроса здесь произошёл в связи с желанием клиентов посмотреть на порт “Морской фасад”, “Лахта Центр”. При этом мы зафиксировали сокращение числа пассажиров на реках и каналах", — поделился он.

Всё "опричалено"

Навигация в 2023 году продлилась 211 дней (с 17 апреля по 13 ноября). В Петербурге функционировало 19 городских причалов общего пользования, что соответствовало показателю 2022 года. За время навигации к причалам выполнено 38,4 тыс. подходов (+1,5% к прошлому году). "На сегодняшний день ведутся работы по расширению сети, планируем в 2024 году установить причал на реке Фонтанке у Музея Фаберже, а также несколько причалов на Октябрьской набережной", — рассказал Дмитрий Куклин.
Всего в период навигации в Петербурге обслуживались 44 экскурсионно–прогулочных маршрута и пять регулярных транспортных, один из которых (Речной вокзал — Синопская набережная, 10 — Эрмитаж Нижний) реализует АО "ВодоходЪ. Пассажирский порт" совместно с Агентством внешнего транспорта на скоростных судах "Метеор". Его запустили в сентябре.
В этом году линия работала в тестовом режиме, за 2 недели ею воспользовались 416 человек. Ранее в компании сообщили, что в 2024 году количество причалов–остановок на городском маршруте планируется увеличить до восьми.
По мнению Владимира Родионова, на городских причалах в новом сезоне следует установить информационные щиты, где туристы смогут узнать о маршрутах и рейсах судов. "Сейчас компании заключают договоры с Агентством внешнего транспорта на осуществление посадок–высадок, а организовать экскурсию от причала не могут, людям приходится искать информацию самостоятельно онлайн, на мой взгляд, удобнее было бы, чтобы она указывалась на местах швартовки", — говорит он.
Генеральный директор судоходной компании "Астрамарин" Андрей Кузнецов считает, что в Петербурге необходимо продолжать развивать инфраструктуру, которая позволяла бы компаниям строить новые маршруты и вводить суда, это дало бы стимул для развития рынка, поскольку на нём появилось бы большее число предложений. Появление новых туристических причалов даёт больше гибкости туристам при выборе места посадки / высадки.
"Единственный вопрос — частный это причал или городской, потому что стоимость одного подхода к нему может различаться более чем втрое, от 400 до 2 тыс. рублей, — обращает внимание сооснователь агентства водных путешествий “Кураж–вояж” Антон Скорич. — Самые популярные места в городе уже “опричалены”, поэтому открытие новых не сильно изменит ситуацию. Было бы здорово иметь больше городских причалов на каналах, сейчас они только частные и обходятся дороже всего".

Довольны сезоном

Успешность работы перевозчиков во многом зависит от погодных условий и туристического потока, который в последнее время растёт за счёт активности жителей российских регионов. Петербург же традиционно оказывается в числе популярных направлений для отдыха.
Как рассказал "ДП" генеральный директор "Нева Тревел" Юрий Набатов, в этом году судоходной компании удалось увеличить объём перевозок на 10% относительно 2022 года. Этому способствовали ввод новых единиц флота и развитие туристических направлений.
"На самом востребованном маршруте Санкт–Петербург — Кронштадт, “Остров фортов”, объём перевозок по сравнению с прошлым годом вырос почти в 2 раза. После глубокой модернизации мы ввели в эксплуатацию ещё один теплоход и построили два новых скоростных катамарана проекта “Котлин”, которые встали на линию регулярных перевозок в июле–августе. В навигацию 2024 года будет введено ещё шесть новых судов", — поделился Набатов. Он также добавил, что водные прогулки продолжают оставаться интересными не только для гостей города, но и для местных жителей: в связи со снижением доходов многие проводят летний отпуск в домашнем регионе.
В "Астрамарин" за навигацию перевезли 989 тыс. пассажиров — показатель, близкий к 2021 году. "Мы не смогли полноценно работать на Кронштадт, поскольку порт длительное время был закрыт. На других линиях — в Петергоф, в крепость Орешек (куда ходили ежедневно) и музей “Прорыв” — наоборот, увеличили количество перевозок. Закрытие Кронштадта мы компенсировали увеличением количества маршрутов на Петергоф и в крепость Орешек. Также появились маршруты на Крестовский остров благодаря открытию нового причала, — отметил Кузнецов. — В турбизнесе на раскачку каждого направления нужно около 2–3 лет. Поскольку Орешек популярен давно, в этом году нас даже ограничивали, поскольку крепость не могла вместить большое количество народу, а спрос на её посещение растёт".