Смольный намерен увеличить поступления налога на доходы физлиц в 2024–м

На прошлой неделе Комфин представил правительству Петербурга бюджет на ближайшие 3 года, предусматривающий рост доходов и расходов. Но просматривается тренд: поступления от физических лиц будут расти быстрее, чем от юридических.

На презентации бюджета Петербурга на 2024–2026 годы чиновники не скупились на красивые цифры. Главные из них: 4 трлн рублей — общий размер бюджета на ближайшие 3 года, и 1 трлн рублей — собственные доходы города. По сути это тот самый исторический триллион рублей доходов бюджета, о котором чиновники говорят с 2021 года. Правда, теперь он используется в другом контексте.
Во всех достижениях главных финансистов Петербурга есть один малозаметный нюанс: расходы бюджета, например, в 2025 году вырастут всего на 1% по сравнению с 2024–м. Тогда как доходы, по мысли чиновников, будут расти по 8% ежегодно. И обеспечит этот рост не бизнес, а граждане.

В ожидании отмены льгот

Исходя из заявленных параметров ожидается, что в 2024–2026 годах совокупный объём доходов Петербурга составит 3,78 трлн рублей. Из них в 2024 году в виде налогов и других источников должно поступить 1,17 трлн, в 2025 году — 1,26 трлн, в 2026 году — 1,34 трлн рублей.
Структура доходов, как отмечают в Комфине, сохранится: налоговые платежи составят более 90% от общего объёма поступлений. Из них 40% сформируют жители города за счёт налога на доходы физлиц (НДФЛ). На бизнес в качестве налога на прибыль приходится 37% доходной части (к 2026 году планируется довести эту долю до 39%).
Оставшаяся часть — различные имущественные и налоговые платежи от бизнеса и граждан, в том числе оформивших статус "самозанятый". И именно здесь и появляется заветный триллион: на заседании правительства подчеркнули, что к 2026 году поступление в бюджет круглой суммы будет обеспечиваться уже только за счёт двух налогов: на доходы физических лиц и на прибыль организаций. Плюс малую часть составят безвозмездные поступления из федерального бюджета, пени и штрафы.
Между тем в декабре 2022–го и чиновники, и депутаты прогнозировали показатели 2024 года совсем по–другому. Тогда планировалось, что поступления по налогу на прибыль составят 418 млрд рублей. Сейчас эта сумма несколько ужалась — до 416 млрд рублей (минус 0,5%). Хотя с учётом ожидаемой инфляции по итогам 2023 года (6–7%) логичнее было бы предположить, что поступления вырастут.
Аналогичное сокращение видно и по поступлению налогов от бизнеса, работающего по упрощённой системе налогообложения (УСН): сегодня в бюджете фигурируют 74,8 млрд, тогда как год назад ожидали 78,3 млрд. Здесь же можно отметить и снижение прогноза поступлений по транспортному налогу: 13,5 млрд против 13,7 млрд.
Но гораздо более интересными смотрятся суммы по планам увеличения поступлений налогов, которые платят исключительно физлица. Так, прогноз по платежам от самозанятых увеличен на 1,2 млрд, или 39%, до 4 млрд. Это может быть объяснено в том числе и тем, что самих плательщиков становится больше. Например, только за 7 месяцев 2023 года в Петербурге их число увеличилось на 22%, до 526 тыс. человек. Но их совокупная выручка (а значит, и налоговые отчисления) начинает сокращаться (см. "ДП" № 90 от 21.08.2023). И значит, чтобы собрать 4 млрд, придётся потрудиться.
Ещё более интересным выглядит план по увеличению на 24% сборов налога на имущество физлиц. Сейчас в проекте бюджета указано значение 6,3 млрд рублей, а годом ранее — 5,1 млрд рублей. Можно предположить, что чиновники ожидают получить с граждан больше за счёт пересмотра кадастровой стоимости недвижимости. Но это вряд ли. Налоговый кодекс запрещает увеличивать размер уплачиваемых налогов физлица более чем на 10% в год. Формально ровно на такой процент и должна была бы увеличиться сумма поступлений. Но раз запланирован больший рост, вероятно, в ближайшее время можно ожидать отмены ряда льгот для собственников.
Как альтернативный вариант объяснения резкого роста собираемости налога на имущество может быть начавшаяся тенденция переоформления прав собственности на недвижимость с юридических на физических лиц (для юрлиц ставка имущественного налога составляет 1,5%). Впрочем, согласно плановым цифрам в бюджете, объём имущественных налогов с юрлиц вырастет на 9%.

Ставка на оклад

Поступления от НДФЛ в 2024 году чиновники ожидают в объёме 459 млрд (+13% к плановым показателям бюджета–2023). К 2025 году они должны вырасти на 8%, к 2026–му — на 7%.
В прошлом году погодовая динамика на 2024–й и 2025–й предполагалась чуть ниже, в пределах 9%. При этом оценка поступлений в 2024 году, высказанная сейчас и в 2022–м, выше на 4%.
Увеличение окладов в бюджетной сфере и бизнесе, связанном с ОПК, не единственная причина роста. С 1 января 2024 года налоговые органы впервые начнут выставлять требования по уплате НДФЛ по доходам на депозиты в банках. С учётом неожиданно выросшей ключевой ставки (именно от неё и ведётся расчёт) отчисления в региональный бюджет от вкладчиков могут составить достойную замену снижений поступлений от бизнеса. Кроме того, по оценке чиновников, в городе стало больше граждан, чей годовой доход превышает лимит в 5 млн рублей (для них ставка налога составляет 15%).
Плановые расходы федерального бюджета на 2024 год вырастут на 26%, доходная часть — на 34% (без учёта корректировок, которые были и ещё будут проведены до окончания года). Петербургский бюджет не может похвастаться схожими темпами роста: если сравнивать данные на 2023 год с цифрами, представленными в минувшую пятницу в правительство города, то динамика слабая: на 9% по расходам и 11% по доходам.
Федеральные чиновники уже заявили, что о повышении налогов пока речь не идёт. Рост доходной части российского бюджета будет обеспечен повышением планов по их собираемости: усилением контроля предполагается повысить сборы на 14%. Очевидно, что и региональные представители налогового органа также будут ориентироваться на сопоставимую динамику (в городе рост 11%).
У Петербурга уже есть пример, когда выявляется медианная окладов в определённых секторах бизнеса. И при обнаружении организаций, которые начисляют меньше, их могут начать убеждать повышать зарплаты сотрудникам. Ресурсы для этого есть: практически всё сегодня оцифровано и все денежные потоки видны. Пока же постепенно будут отменяться льготы, вводимые с 2020 года (как по уплате, так и по временному освобождению от уплаты налогов).
С другой стороны, при наличии мораториев на проверки бизнеса и его количественном сокращении (число новых юрлиц и ИП сокращается, а численность самозанятых не растёт пропорционально) именно на жителя города в ближайшие 3 года возлагается вся надежда по недопущению снижения динамики темпов роста доходной части бюджета. Поэтому ему придётся платить НДФЛ с любого выявленного налоговой дохода, будь то зарплата, банковский депозит, торговля акциями или сдача жилья в аренду.
По всем отраслям в среднем ожидать повышения зарплат не стоит. В таком случае это привело бы к росту издержек бизнеса. Их можно было бы не замечать, если бы одновременно повышалась производительность труда. Но для этого у нас нет растущего потребительского спроса по широкому набору товаров и услуг. Он есть только по определённым группам. Более того, прежде чем повышать оклады, нужно смотреть на маржинальность, позволяет ли она увеличивать зарплаты. Может быть, предприниматель и без того работает на грани рентабельности. Рост поступлений по НДФЛ ещё связан и с тем, что продолжается переезд сотрудников отдельных корпораций в наш город. У них другие доходы и зарплатные ожидания. Отсюда и прогноз в сторону повышения. Дефицит бюджета 11% от доходной части это всего около 3% к ВРП. Это не много. Может быть, такое развитие событий несколько неожиданно для нас, но теперь мы привыкаем жить в условиях дефицитного бюджета, который будет покрываться заимствованиями, можно выпускать облигации или рассчитывать на поддержку федерального бюджета. Не самый худший вариант. Мы же не можем сократить расходы.
Артём Голубев
доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт–Петербург
Когда речь идёт о собираемости налогов, первоначально обращают внимание на крупные корпорации. Как раз этим в России и занимались все последние годы. Мелкие плательщики (малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физлица) были менее важны в этом отношении. Теперь же пришло время "скрести по сусекам". Такая же ситуация исторически прослеживалась и в развитых странах, где на сегодняшний день налоговая система упорядочена и об уклонении от уплаты налогов речь не идёт. Мы движемся как раз в этом направлении. Режим "самозанятости" (налог на профессиональный доход) с его сверхнизкими налоговыми ставками (4 или 6%) изначально как раз и вводился, чтобы повысить собираемость в том числе с тех, кто ранее не отдавал в казну деньги со своей деятельности, приносящей прибыль. В дальнейшем, на мой взгляд, эта система будет развиваться, охват вовлечённых в неё людей расширится. Нельзя исключить и повышения налоговых ставок для самозанятых в перспективе. Пока же условия зафиксированы до 31 декабря 2028 года.
Александр Скоробогатов
профессор департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге
Рост поступлений налога на доходы физических лиц связан в том числе и с увеличением МРОТ почти на 40% в 2024–м по отношению к 2022 году. Это и приведёт к повышению зарплат по всему бюджетному сектору. Но если в городском бюджете заложены ожидания от зарплат и НДФЛ в коммерческом секторе, то автоматически стоит ждать и снижения темпов прироста поступлений налога на прибыль.
Наталия Чепик
директор по аудиту Центра налоговых экспертиз и аудита
Текущий год стал непростым. На федеральном уровне приняты решения, которые значительно повлияли на доходную базу субъектов РФ. Петербург не стал исключением. Несмотря на серьёзные изменения, город смог адаптироваться к новым условиям. Бюджет исполняется стабильно. Это позволяет увеличивать его плановые параметры. По нашим прогнозам, мы выходим на положительную динамику поступления доходов. Темп их роста в 2024 году составит 6,9%. Формируя расходную часть, мы исходили из высокого уровня расходов текущего года. Прогнозируем темп роста на 8%.
Светлана Енилина
председатель комитета финансов Петербурга