Тяга к творчеству: пандемия увеличила спрос на креативные услуги в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Спрос на творческие услуги и товары ручной работы в Петербурге за год вырос на 40%. Чаще всего горожане прибегают к помощи дизайнеров и специалистов по звукозаписи — спрос на их труд за период с мая 2020–го по май 2021 года вырос в 2 и 2,5 раза соответственно.

Услуги дизайнеров интерьеров по–прежнему востребованы. Спрос на эти работы начал расти во время самоизоляции, когда многие петербуржцы занялись ремонтом. По данным сервиса "Авито Услуги", горожане часто выбирают созданные по индивидуальному заказу предметы — от резной деревянной посуды до кованых столиков и чучел животных.
Что касается звукозаписи, то популярность этой услуги выросла за год на 121%, а за последние 4 месяца — ещё на 8%. Час работы в звукозаписывающей студии стоит в среднем 700 рублей.
"Востребован труд художников — они обеспечивают пятую часть совокупного спроса в категории “Услуги”. Петербургские творцы предлагают не только портреты и шаржи, но и цифровые иллюстрации, эскизы для тату или роспись на заказ", — добавляют в "Авито". На портале представлено более 68 тыс. объявлений от специалистов творческих профессий со всей страны.
Генеральный директор PGR agency Анастасия Бастрыкина отмечает, что в последние годы креативная экономика набирает обороты во всём мире. Основными производителями таких услуг становятся фрилансеры, индивидуальные предприниматели, творческие люди.
Но если в некоторых странах Запада вклад креативной индустрии доходит до 10–12% ВВП, то в России этот сектор едва дотягивает до 3%. Бастрыкина объясняет это тем, что в отличие от развитых стран, где доля малого и среднего бизнеса в ВВП доходит до 50–70%, в России этот показатель не превышает 20%.
Кроме того, креативные услуги в значительной мере относятся к теневому сектору экономики и не всегда учитываются в официальной статистике.
"Очевидно, что благодаря коронавирусным ограничениям спрос на товары и услуги хендмейд за последний год вырос", — отмечает эксперт. Причина в том, что из–за отсутствия выставок и различных медийных мероприятий производителям пришлось искать заказчиков в Сети, где их явно больше.
Кроме того, у самих покупателей появилось время для личного творчества, обучения разным направлениям творческой деятельности и покупок. Бастрыкина убеждена, что в дальнейшем креативная экономика в стране будет развиваться быстрее в том числе из–за выхода из тени: многие мастера оформляются самозанятыми.
По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативных индустрий в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035–му — 10%.