Зарубежные компании остались на российском фармрынке

Автор фото: ТАСС

Санкции подстегнули российские фармацевтические компании к развитию и разработке новых препаратов. Тем не менее эксперты считают, что полностью отвоевать рынок у иностранных корпораций удастся ещё не скоро.

Нет худа без добра

Как рассказал Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", в прошлом году на фоне общего периода неопределённости действительно были ситуации, когда иностранные компании полностью прекратили продвижение тех или иных продуктов. "Естественно, российские игроки ответили на это дружным ростом, чтобы скомпенсировать ситуацию, что в том числе способствовало увеличению доли отечественной продукции на рынке. В частности, активизировались процессы замещения импорта за счёт вывода на рынок аналогов, которые ранее представлены на рынке не были", — рассказывает Николай Беспалов.
По словам Евгении Шапиро, генерального директора "ПСК Фарма", с ростом поставок и поступающих сигналов рынка, а также учитывая потребности государственной системы здравоохранения и пациентов, расширяется и ассортимент выпускаемой продукции. "Компании и активно занимаются R&D (исследования и разработки) лекарственных препаратов из группы риска попадания в дефектуру в силу ухода или ограничения поставок иностранных продуктов, и работают в области создания новых лекарственных препаратов. Причём разработки ведутся в коллаборации с лучшими научными умами страны", — говорит Евгения Шапиро.
Стоит также учитывать, что целый ряд иностранных компаний давно локализованы в России: компании работают либо на собственных мощностях, либо на контрактных площадках, и для них вопросы международной логистики актуальны в меньшей степени. "Кстати, старт СВО заметно простимулировал активность таких локализованных игроков. Вероятно, как раз для того, чтобы оптимизировать логистику, они старались по максимуму загружать местные площадки", — отмечает Николай Беспалов.
Уход иностранных компаний также помог внедрению в практику ряда отечественных препаратов, которые давно были разработаны и выведены на рынок, но не пользовались спросом у потребителей. В большинстве случаев нежелание пользоваться российскими лекарственными средствами объяснялось не их низким качеством, а укоренившимся в сознании наших соотечественников стереотипом, что импортная продукция просто по определению всегда лучше. Однако вынужденный опыт применения многих российских препаратов доказал, что по значительному числу позиций отечественная фармацевтическая продукция не только не уступает зарубежным аналогам, но и превосходит их.
Одним из примеров успешного импортозамещения стали аналоги американского "Ботокса": первый в мире разведённый ботулотоксин "Миотокс" (разработка Центра им. М. П. Чумакова РАН) и препарат "Релатокс" от НПО "Микроген". В продажу "Релатокс" поступил в 2014 году, а "Миотокс" — в 2019 году. Но пациенты врачей–косметологов в большинстве своём отказывались от применения отечественных препаратов, предпочитая им импортный. После ухода с российского рынка компании Allergan (производитель "Ботокса") выбор препаратов на основе ботулотоксина значительно сократился и пациенты вынуждены были опробовать отечественные заменители. В итоге, как рассказали опрошенные "ДП" косметологи, выяснилось, что у наших препаратов наряду с более низкой ценой больше и продолжительность действия. Если у американского "Ботокса" эффект сохраняется не более 3 месяцев, то у "Релатокса" он длится от 3 до 6 месяцев, а у "Миотокса" — даже от 6 до 9 месяцев.

Небыстрый процесс

Однако в 2023 году иностранные компании вернулись к наращиванию своей доли на российском фармацевтическом рынке. По данным DSM, доля иностранных препаратов приросла в основном за счёт госзакупок и сейчас составляет более 61%. Эксперты убеждены, что существенный перевес в сторону отечественных производителей произойдёт ещё не скоро.
"Заметное сокращение доли иностранных лекарств — это постепенный и долгосрочный процесс, — поясняют в фармацевтической компании “ВЕРТЕКС”. — В соответствии с базовым сценарием Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года, к этому периоду российские препараты должны в денежном выражении отвоевать чуть более 6% (с 36,6 до 42,7%) и около 5% (с 61,8 до 66,6%) в натуральном выражении".
"Появилось много дженериков локального производства, однако импортозамещение не работает в плане уникальных молекул, которые нацелены на лечение более серьёзных заболеваний, — поясняет Татьяна Ходанович, генеральный директор Pharmedu. — Для запуска новых молекул требуется колоссальное количество времени, и 2 года — это не показатель".
По данным "АРЭНСИ Фарма", в настоящий момент в нашей стране фармацевтические субстанции производят 83 компании, ассортимент которых насчитывает порядка 299 международных непатентованных наименований. Однако в основном это простейшие неорганические соединения (хлорид натрия, перекись водорода и т. д.) либо продукты переработки нефти (вазелин и вазелиновое масло), есть также примеры переработки животного и растительного сырья (экстракт простаты и т. п.).
При этом Николай Беспалов подтверждает, что ассортимент и общие объёмы отечественных производителей сложных органических молекул пока очень малы для того, чтобы обеспечивать потребности российского фармацевтического рынка. "Глобально они пока не могут составлять конкуренцию иностранным поставщикам ни по ценнику, ни по объёмам производимого сырья, — уверен Николай Беспалов. — Но ситуация постепенно меняется, сейчас на разных стадиях запуска находится целый ряд компаний по синтезу фармацевтических субстанций. Они будут выходить на рынок в перспективе ближайших 2–5 лет, так что доля отечественного сырья, скорее всего, будет расти. Естественно, целью таких проектов не является полное замещение импорта. Скорее это конкуренция за наиболее интересные сегменты рынка, но только там, где это выгодно экономически".
Аналогичного мнения придерживается и Татьяна Ходанович.
"Производить сырьё экономически нецелесообразно, у нас слишком маленький рынок, поэтому пока всё ещё выгоднее импортировать. Нельзя забывать, что фармацевтические компании — это всё–таки коммерческая структура, которая в убыток себе работать не будет", — поясняет Татьяна Ходанович.

Нужна помощь

Наличие инновационных лекарственных средств в портфеле российских компаний предполагает возможность разработки таких препаратов либо покупки их на разных стадиях разработки. "И то и другое возможно только при условии чёткого понимания потенциального рынка сбыта для таких препаратов, — считает Николай Беспалов. — Зачастую это требует не только тех или иных усилий со стороны фармацевтических компаний, но и чёткого заказа со стороны государства — скажем, в отношении социально значимых заболеваний". Примеры подобных проектов существуют, но пока их не много, поскольку речь идёт о достаточно весомых инвестициях с довольно длительным сроком окупаемости. По мнению эксперта, для того чтобы этот процесс происходил активнее, необходимо его стимулировать, в том числе за счёт создания платёжеспособного спроса от различных государственных институтов. Помимо этого, необходима общая поддержка разработчиков на разных стадиях, а также система преференций в виде льготного кредитования или субсидирования для российских разработчиков.