Проблемы при смене УК взволновали депутатов

Автор фото: Свистунова Валентина / "ДП"
Депутаты Госдумы попросили Генпрокуратуру проверить законность запретов на смену управляющих компаний жителями многоквартирных домов. Речь идёт о ситуациях, когда жильцы пытаются начать содержать свой дом самостоятельно, но разорвать отношения с прежней УК им не позволяют, пока та не покроет все долги перед подрядчиками. При этом УК может находиться на грани банкротства или вообще быть ликвидирована как юридическое лицо. Но служба судебных приставов продолжает пытаться взыскать с неё долги и до той поры блокирует любые попытки передать кому–либо дом.
Жилищная инспекция и суды предсказуемо встают на сторону федерального ведомства. Тем временем УК–банкрот фактически не обслуживает дом, а новосозданное ТСЖ не имеет права выставлять квитанции на оплату коммуналки, каким бы острым и искренним ни было желание навести наконец порядок в доме.
Описанная в депутатском запросе проблема — лишь верхушка гигантского айсберга под названием ЖКХ, столкновение с которым может пережить далеко не любая психика. Вот свежий петербургский пример. Жители нескольких домов в "Новой Охте" не так давно с удивлением узнали, что у них сменилась УК и теперь их обслуживает компания из Пушкинского района, притом что живут они в Красногвардейском. Результаты подобной "удалёнки" не заставили себя ждать: в 22–этажных зданиях встали лифты, а обеспечить их оперативный ремонт УК оказалась не способна. Теперь жильцы вынуждены писать бесконечные петиции по всем доступным адресам — от СМИ до приёмной губернатора — и надеяться, что кто–нибудь привлечёт внимание прокуратуры и к их бедам.
Популярный современный демагогический приём — предложить собеседнику, излишне вольно рассуждающему о государственной политике, "начать с себя". Дескать, сперва займись чем–то полезным в собственном доме, а потом уже лезь с советами или критикой к серьёзным людям из высоких кабинетов. Однако тот, кто решит последовать этой "теории малых дел", рано или поздно столкнётся с тем, что организовать горизонтальную структуру чрезвычайно сложно не только из–за инертности соседей, не понимающих, что такое ТСЖ и зачем нужно общее собрание собственников. Слишком часто бюрократические барьеры оказываются непреодолимы для гражданской инициативы. И тогда оказывается быстрее, удобнее и эффективнее не пытаться сделать что–то самому, а подружиться с нужным чиновником или депутатом.