Для каждого свой: в каких фильмах Петербург был одним из главных героев

Автор фото: kinopoisk.ru

Петербург — город исключительный, что делает его, причём без особых усилий, чрезвычайно киногеничным. Ко Дню города "ДП" сделал подборку фильмов разных лет, в которых город становится одним из героев.

"Обломок империи" (1929)

Солдат Филимонов (Фёдор Никитин) получает во время одного из сражений Первой мировой тяжёлое ранение, в результате которого теряет память. Поправившись физически, герой решает вернуться в родной Петербург, но прибывает… в Ленинград, застроенный вдоль и поперёк мегаломанскими конструктивистскими зданиями. На самом же деле роль нового советского города сыграл Харьков, а среди построек, которые видит Филимонов, — Дом государственной промышленности, один из первых советских небоскрёбов. Режиссёр Фридрих Эрмлер использовал уже хорошо известный к тому времени приём, разработанный Львом Кулешовым в качестве "географического эксперимента" и сделавший экранный Ленинград даже более реальным, чем в действительности.

"Жила–была девочка" (1944)

7–летняя Настя (Нина Иванова) и 5–летняя Катя (Наталья Защипина) любят играть в куклы, гулять во дворе и рассказывать друг другу небылицы и сказки. История эта выглядела бы безоблачной, если бы не одно но — девочки живут в блокадном Ленинграде и вместе со взрослыми переносят весь кошмар, пришедшийся на долю города, зажатого в кольцо.
Режиссёр Виктор Эйсымонт подготовку к съёмкам начал зимой 1943 года, настояв на том, чтобы хотя бы часть сцен снималась непосредственно на натуре — на Неве и на улицах блокадного города. Таким образом, художественный фильм стал ещё и историческим документом. Детский взгляд на события (бомбардировки, голод, смерть матери, гибель Катеньки) ничуть не снижает градус трагического, но позволяет воспринимать происходящее без чрезмерного надрыва и сентиментальности.

"Музыкальная история" (1940)

Довольно длительное время Ленинград в кино играл роль места, где происходили судьбоносные события, принимались решения, менявшие жизнь огромного количества людей и государств, то есть пребывал в прошлом. Настоящее и будущее были уделом Москвы. Ситуация начала меняться незадолго до войны.
В 1940 году на экраны вышла "Музыкальная история", где главную роль — таксиста Пети Говоркова, обладающего удивительной красоты голосом, — исполнил Сергей Лемешев, премьер Большого театра и кумир оперных фанатов. Обаятельную историю из жизни работников автобазы и преданных служителей театру снимали Александр Ивановский и Герберт Раппопорт. Съёмки шли преимущественно в интерьерах, но в кадре всё–таки оказываются и Дворцовая площадь, и Соборная мечеть, и даже небольшая часть Кировского театра.
Соединение серьёзного музыкального материала (Лемешев, разумеется, исполняет свою коронную партию — Ленского) с приземлёнными бытовыми эпизодами придавало рассказу необходимую легкость, ненатужность и местами – комизм. И Ленинград здесь оказывается вовсе не таким возвышенным, как можно было бы ожидать от колыбели трёх революций.

"Улица полна неожиданностей" (1957)

Постсталинский Ленинград выглядит как город–мечта: чистые, вымытые проспекты, улицы и набережные, по которым ходят красивые, молодые, со вкусом одетые девушки и юноши, милиционеры здесь суровые, но справедливые: ловят только самых настоящих преступников и наказывают хулиганов, а всем остальным добропорядочным советским гражданам оказывают помощь, почёт и уважение.
Маршруты персонажей то сходятся, то расходятся, а "Улица" становится городским путеводителем: герои фланируют от Елисеевского магазина к Большой Морской, прогуливаются по Университетской набережной и каналу Грибоедова, встречаются в Летнем саду, патрулируют Дворцовую набережную, гонятся за негодяями в районе площади Александра Невского. Картина Сергея Сиделёва полна ностальгических городских видов и трогательных бытовых подробностей того времени и стала пусть и приукрашенным, но всё–таки документом своего времени.

"Проводы белых ночей" (1969)

Снятая под финал 1960–х, в уже начавшийся период застоя, телевизионная мелодрама Юлиана Панича довольно чётко передаёт настроения героев, которые по роду занятий относятся к категории "советский интеллигент".
Типичная история первой любви — юная монтажница Нина (Галина Никулина) мгновенно влюбляется в циничного журналиста, которого все вокруг зовут не иначе как Валерик, — разворачивается в метафору ускользающего, утекающего сквозь пальцы ощущения надежды на счастье, которое кажется даже было, но ушло, причем безвозвратно. Магнетически прекрасного, волоокого, с обворожительным голосом сердцееда сыграл Юрий Каморный, звезда ленинградской театральной сцены и актёр с невероятно трагической судьбой. Естественными декорациями для этой истории служат не только центральные городские улицы и проспекты, но и живописный спальный район, в котором живёт юная героиня.

"Гений" (1991)

Ещё один документ своего времени — история о Юрии Деточкине образца 1990–х, чрезвычайно одарённом физике с говорящей фамилией Ненашев (Александр Абдулов), чьи изобретения оказались никому не нужны. И герой решил применять свои таланты, умения и навыки исключительно на пользу себе — для изобретательного отъёма денег у граждан соответствующих социальных категорий и статусов.
Фильм был снят по сценарию Игоря Агеева и стал самым успешным в трилогии режиссёра Виктора Сергеева ("Палач" — "Гений" — "Странные мужчины Семёновой Екатерины"). Благодаря большому количеству натурных съёмок можно увидеть, как в те шальные времена выглядели Сенной рынок, Каменноостровский проспект, гостиница "Прибалтийская", Пироговская набережная и загородный дом главного антагониста. А где–то там, за одним из поворотов, уже готовятся появиться "Улицы разбитых фонарей".

"Питер FM" (2006)

После "Улиц" и "Бандитского Петербурга" мифологию города на Неве требовалось пересобрать. Первым это сделал ленинградец Алексей Учитель, сняв лёгкую, непритязательную "Прогулку" (2003), очаровавшую и критиков, и зрителей. Успех закрепила Оксана Бычкова, выпустившая в 2006–м "Питер FM", до отказа напичканный московскими и петербургскими звёздами.
Главные герои — архитектор Максим (Евгений Цыганов), вынужденный подвизаться дворником, и радиодиджей Маша (Екатерина Федулова) — весь фильм теряют мобильные телефоны и друг друга, сталкиваются с коренными петербуржцами, находящимися под разным градусом дружелюбия и отзывчивости, выясняют отношения с близкими, а вместе с их перемещениями открываются парадные и непарадные стороны Петербурга — от центральных проспектов до дворов–колодцев и проходных дворов. А камера Ивана Гудкова снимает руинированный Петербург нулевых как одно из самых романтичных мест в мире, где немедленно хочется отправиться и откуда будет трудно уехать.

"Дуэлянт" (2016)

Режиссёр Алексей Мизгирёв, до "Дуэлянта" снимавший исключительно про настоящее время ("Бубен, барабан", "Кремень", "Конвой"), неожиданно, но на самом деле закономерно решил рассказать киноисторию про ХIХ столетие.
Невесть откуда появившийся офицер Пётр Яковлев — он же Колычев (Пётр Федоров) зарабатывает на жизнь, предлагая себя в качестве замены дуэлянту (кодекс позволял такую рокировку). Но истинная цель у него, разумеется, иная — очистить своё доброе имя и отомстить негодяю, сломавшему его жизнь. В роли того самого негодяя — Владимир Машков.
Петербург в "Дуэлянте" явлен в своих предельных состояниях — всюду грязь, плесень, сырость, дождь идёт и днём, и ночью, при солнце и луне. По мрачным подворотням тенями шелестят зловещие личности, творя жуткие деяния. Интерьеры дворцов и особняков, где ссорятся и сходятся дуэлянты, проводятся благотворительные аукционы, плетутся интриги меж тем гипертрофированно изысканны. Попав в это странное, явно комиксовое пространство, кажется, что живым из него уже вряд ли выберешься: да не все и выбираются. Хотя в такой вывернутой, утрированной реальности иначе и быть не может.