Депутаты столкнулись с проблемой терминологии при запрете "наливаек"

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Госдума приняла в первом чтении так называемый законопроект о запрете "наливаек". Субъекты РФ предполагается наделить правом ограничивать или запрещать розничную продажу пива и других слабоалкогольных напитков в небольших заведениях на первых этажах многоквартирных домов или на прилегающей к ним территории.

Представить поправки депутаты могут до 19 декабря. Судя по всему, во втором чтении им придётся разобраться с терминологией. Ведь возможные ограничения должны коснуться не баров и ресторанов как таковых, а "организаций, которые под видом оказания услуг общественного питания фактически осуществляют круглосуточную розничную продажу алкогольной продукции, способствуя нарушению в вечернее и ночное время общественного порядка" — так сформулировано в пояснительной записке к закону.
Это определение на данном этапе не слишком устраивает министерство финансов. По мнению представителей ведомства, в документе не прописаны чёткие обозначения попадающих под возможные ограничения заведений.
"У нас под одну гребёнку — мы берём ресторан, куда люди вечером ходят поужинать, романтический вечер провести за бокалом вина, и “наливайку”, которая торгует пивом, которое можно налить в баклажку и вынести продать... Так невозможно", — цитирует ТАСС заместителя главы Минфина Алексея Сазанова.
Тем не менее спикер Госдумы Вячеслав Володин считает принятое депутатами решение ответом за запрос общества, а попадающие под критерии законопроекта заведения назвал "проблемой, которая проросла во все микрорайоны, в жилые дома".
Генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка Петербурга" Максим Черниговский напоминает, что пиво и пивные напитки не попадают в систему лицензирования, когда речь идёт об их розничной реализации. Также он акцентировал внимание на том, что слово "наливайка" и ему подобные не имеют юридического статуса. Соответственно требуется чёткая формулировка, что созвучно с желаниями Минфина.
"Есть понятия “легальный оператор” и “нелегальный оператор” рынка алкогольной продукции. Если розничный оператор соблюдает все лицензионные требования, то он легальный. Если наших законодателей не устраивает работа таких операторов алкогольного рынка — меняйте и ужесточайте лицензионные требования. Чтобы коммерческие операторы, которые не соответствуют современным стандартам розничной продажи, не получали права на реализацию алкоголя. Этими запретами мы стимулируем рост нелегального рынка спиртосодержащей продукции, а не защищаем граждан", — утверждает эксперт.