Произвольная программа: в Петербурге за год открыли 40 новых катков

Количество катков в Петербурге достигло 228
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
"Каток у моря" в пространстве "Севкабель Порт"

В Петербурге открывается всё больше катков для массового катания горожан. Их обустраивают общественные пространства и торговые центры.

Этой зимой в городе будет работать 228 катков, 164 из которых бесплатные. В прошлом году к новогодним праздникам в городе было открыто 188 площадок. Таким образом, за год в Петербурге появилось 40 новых катков.
Стоимость сеанса катания в городе варьируется от 150 до 500 рублей в час в зависимости от дня и времени посещения. На некоторых площадках действует бесплатный вход по будням в первой половине дня.

Свежий лёд

Новый каток для массового катания площадью 1 тыс. м2 появился в культурном квартале "Брусницын" на Васильевском острове. Ледовая площадка расположена в окружении стен старинного цеха кожевенного завода. Как сообщают в пресс–службе общественного пространства, за первый сезон работы ожидается около 30 тыс. гостей.
"Каток для нас скорее имиджевый проект. Мы хотим предоставить сценарий зимнего времяпрепровождения. Команда решала несколько задач. Во–первых, сделать каток необычным, чтобы отличаться от других. Так появилась концепция арт–катка. Во–вторых — защита от ветра. Мы выбрали пространство внутри аутентичных стен бывшего заводского цеха без крыши. Локация называется open air park, летом там находилась спортивная площадка", — рассказывают представители культурного квартала.
Одну из стен, окружающих каток, украшает масштабный стрит–арт. Вскоре на ней появится выставка граффити. Элементами декора служат гирлянды, коньки, лыжи, санки и сноуборды. В будущем сезоне зимнее пространство в "Брусницыне" планируют дополнять инфраструктурой для активного отдыха. Среди возможных улучшений — возведение горки.
Каток в Красногвардейском районе у ТРЦ "Охта Молл" площадью 1,6 тыс. м2 тоже работает первый год. У площадки лёгкая сборная конструкция с мобильным оборудованием, поэтому установка проводилась с ноября. Также зона катания дополнена фуд–кортами и аттракционами.
Как рассказывает директор по маркетингу ТРЦ "Охта Молл" Наталья Тарасенко, в день ожидается посещаемость порядка 1 тыс. человек.
"Это совместный проект с арендатором. Ледовое поле стало частью дополнительной инфраструктуры и развлекательным сервисом для посетителей торгового центра", — объясняет она. Ежемесячный опрос среди посетителей торгового центра показал запрос на открытое крупное ледовое поле, поскольку в Красногвардейском районе не было площадок с искусственным льдом, который не зависит от погодных условий. Каток рассчитан скорее на местную аудиторию, которая не готова ехать покататься куда–то далеко.

Набрали обороты

Каток на территории общественного пространства "Флагшток" на Крестовском острове появился к началу зимы прошлого года. Изначально его площадь составляла 2,9 тыс. м2, а вместимость — 300 посетителей за сеанс. За прошлый сезон на катке побывали 330 тыс. человек.
В этом сезоне каток у "Флагштока" стал крупнейшим в городе — его увеличили в 4 раза. Теперь ледовое поле площадью 11,4 тыс. м2 может вместить одновременно 1,1 тыс. катающихся. Как заявил генеральный директор АО "Зенит Арена" Игорь Краснов, в ближайшие годы площадь ледового поля планируется расширить до 28 тыс. м2, что станет мировым рекордом.
Вокруг появились фотозоны, скамейки с подогревом и беспроводными зарядками, а также ледовые кафе, куда посетители могут зайти, не снимая коньки. Рядом с площадкой размещены фуд–траки и кафе–павильоны. На территории работает несколько пунктов проката коньков с тёплыми раздевалками. Отличительной чертой катка стала его форма, которая представляет собой маршрут вдоль берега Финского залива вокруг стадиона "Газпром Арена". В будние дни по утрам есть бесплатные билеты.
Другая площадка, открывшаяся в прошлом зимнем сезоне, — каток в общественном пространстве "Двор Гостинки". Площадь ледового поля составляет около 1 тыс. м2 и вмещает одновременно более 120 человек. В инфраструктуре есть тёплая зона для переодевания, пункт проката и заточки коньков. Рядом находятся фуд–корт и игровые аттракционы. Цены за сеанс варьируются от 300 до 500 рублей, стоимость проката составляет 400 рублей. По сравнению с прошлым годом минимальная цена за вход на каток увеличилась на 20%, а стоимость проката — на 14%.

На берегу моря

"Каток у моря" в общественном пространстве "Севкабель Порт" существует с 2017 года. Ледовое поле площадью 2,2 тыс. м2 вмещает 280 человек. С площадки открывается панорамный вид на Финский залив и вантовый мост. Рядом с катком появились скамейки с обогревом и фуд–траки.
За прошлый сезон каток посетило порядка 120 тыс. гостей. По словам директора по маркетингу культурно–делового пространства "Севкабель Порт" Валентины Антюшиной, ежегодно показатели посещаемости увеличиваются на 5–10%. Количество гостей напрямую зависит от погодных условий.
"Иногда бывает бум. Например, во время ковида в 2020 году на катках сильно поднялась посещаемость, потому что на открытые катки ограничения не распространялись. Позже этот скачок пошёл на спад, но тем не менее показатели плавно увеличиваются", — объясняет она.
На посещаемость катка влияет и окружающая его инфраструктура. Например, в "Севкабель Порту" помимо катания на коньках можно посетить выставки, магазины, кафе и рестораны. "В планах на 2024 год улучшение инфраструктуры для гостей. Возможно, мы добавим небольшую лаундж–зону, куда можно будет зайти погреться прямо на льду", — рассказывает о будущем развитии катка Валентина Антюшина.

Экономически оправданно

Выручка катков складывается из продажи билетов, проката (который приносит почти столько же) и дополнительных услуг, таких как заточка коньков — менее 1% от общей суммы. Также выручку делает и окружающая инфраструктура — фуд–траки или стационарные точки и размещение коммерческой рекламы.
Затраты на содержание зависят от площади и инфраструктуры вокруг. Валентина Антюшина уточняет, что эти расходы последние несколько лет растут, так как цены подрядчиков корректируются на уровень инфляции. Срок окупаемости большого катка может составлять от трёх до пяти сезонов.
Коммерческий директор компании "Формула льда" Константин Шашелев, исходя из опыта общения с заказчиками, уверяет, что организация катков с искусственным льдом экономически себя оправдывает. "Размеры площади ледовой поверхности формируют расходы на электроэнергию для холодильных установок. Соответственно, есть затраты на холодную воду для заливки и на горячую — для поддержания хорошего качества ледового покрытия. Холодильная система стандартного катка площадью 1,5 тыс. м2, в зависимости от погоды и месяца, употребляет от 10 тыс. до 40 тыс. кВт•ч", — объясняет специалист.
По словам Шашелева, в зависимости от площади, погоды, количества сеансов, стоимости проката, стоимости выхода на лёд и сопутствующих услуг (например, помощь фигуристов) приблизительная прибыль стандартного катка за сезон составляет около 2–3 млн рублей. Пиковые выручка и прибыль приходятся на конец декабря и январские праздники. В феврале и марте возрастают расходы, поскольку интерес к катанию у горожан падает.