Совладельцев и бывших топ–менеджеров "Петрофарма" могут привлечь к субсидиарке

Автор фото: Петр Ковалев / "ДП"

Совладельцев и бывших топ–менеджеров компании "Петрофарм", владевшей сетью аптек в историческом центре, могут привлечь к ответственности по её долгам.

Конкурсный управляющий сети аптек "Петрофарм" Игорь Прудей подал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности совладельцев и бывших топ–менеджеров ЗАО "Петрофарм", управлявшего сетью из шести аптек в центре города.
Речь идёт о бывшем бенефициаре и председателе совета директоров Максиме Долгополове, его партнёре по бизнесу Наталье Зигле, бывшем генеральном директоре сети Евгении Родине, ООО "Криптекс" (совладелец ЗАО), а также о бывшем внешнем управляющем Вадиме Мамзикове. Имея контроль над бизнесом, первые четыре ответчика якобы привели сеть аптек к банкротству. Затем они, так же как и внешний управляющий, не стали подавать заявление о признании компании несостоятельной, говорится в сообщении, опубликованном в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Заявление подано в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области в рамках дела о банкротстве ЗАО "Петрофарм".
В 2016–2017 годах выручка этой сети превышала 100 млн рублей в год. Аптеки компании размещались в центральной части города. В том числе они занимали исторические помещения бывшей аптеки магистра фармации К. И. Креслинга на Невском проспекте площадью более 1 тыс. м2, бывшей аптеки провизора М. М. Комеровского на Разъезжей улице, бывшей аптеки купца Е. Ф. Фридландера на Гороховой улице (около 300 м2) и другие.
Иск о банкротстве компания получила в 2016 году от Всеволода Русакова, оценившего долг примерно в 1 млн рублей. Заявлять о претензиях к "Петрофарму" стали и другие кредиторы. В 2016 году арбитраж ввёл процедуру наблюдения и утвердил временным управляющим Елену Павлову.
Отметим, что этому судебному процессу предшествовал конфликт между партнёрами по бизнесу. Дело дошло до суда: иск о незаконности сделки купли–продажи акций подали граждане Германии Антон и Наталья Зигле (владевшие на двоих 42,7% акций ЗАО "Петрофарм"). Ответчиком стал Максим Долгополов, который выкупил контрольный пакет акций (52,7%) у бывшей совладелицы Татьяны Кургановой.
Пока арбитраж рассматривал дело, предприниматель произвёл отчуждение спорных акций в пользу других физических лиц, у которых их отобрали кредиторы и продали с торгов за долги, писал тогда "ДП". В итоге владельцем контрольного пакета стало ООО "Криптекс", не имеющее видимых связей со структурами предпринимателя. Сам Долгополов пояснял, что сотрудничает с новым акционером, который сохранил за ним пост председателя совета директоров "Петрофарма".
Добавим, что Максим Долгополов также возглавлял Западно–Европейский финансовый союз (ЗЕФС), который контролировал популярную некогда систему моментальных платежей "Новоплат". Затем он продал этот бизнес.
В 2020 году Максим Долгополов основал инвестиционно–финансовую группу Agastone. Сумма её активов составляет 16,4 млрд рублей, говорится на сайте группы.
Процесс банкротства "Петрофарма" идёт трудно. Так, арбитраж несколько раз вводил и отменял конкурсное производство. Кроме того, в компании сменились три управляющих. Действующий конкурсный управляющий Игорь Прудей не смог получить ряд финансовых документов и ключей от компании, говорится в материалах дела.
Весной 2023 года арбираж также решил взыскать солидарно с двух первых арбитражных управляющих "Петрофарма" — Елены Павловой и Вадима Мамзикова — 90,6 млн рублей реального ущерба (дебиторской задолженности по договорам займа, не взысканной ими с ООО "ЗЕФС" в пользу "Петрофарма"), а также 25,6 млн упущенной выгоды. Сейчас это решение обжалуется в апелляции, арбитраж назначил судебную экспертизу.
Кроме того, совладелица компании Наталья Зигле пытается вернуть в конкурсную массу проданное имущество и заблокировать реализацию права аренды недвижимости "Петрофарма".
Рассмотрение дела продолжится в январе 2024 года.