Красота требует средств: косметологические клиники Петербурга поднимут цены

Услуги косметологов в Петербурге подорожают в 2024 году
Автор фото: vostock-photo

В ближайшие годы петербургский рынок косметологических услуг ждёт либо очень скромный рост, либо стагнация. Это обусловлено увеличением цен на препараты и оборудование, что рано или поздно отразится и на конечной стоимости услуг.

В 2022 году рынок эстетической косметологии Петербурга, несмотря на санкции и отток пациентов премиального сегмента, увеличился на 25–30%. А вот 2023 год показал куда более скромный прирост оборотов. По оценке Александра Солонина, главы Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга, в течение текущего года этот сегмент продемонстрировал увеличение не более чем на 10%. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что в ближайшей перспективе рост не превысит этого показателя.

Спрос на инъекции падает

По подсчётам "ДП", к концу 2023 года объём петербургского рынка косметологических услуг достиг 8,25 млрд рублей. Около 70% приходится на долю инъекционной косметологии. Однако, как сообщили игроки рынка, в последнее время она начала сокращаться, уступая место аппаратным методикам.
"В этом году мы наблюдали значительный рост интереса к аппаратным косметологическим процедурам, и перераспределение рынка от инъекционной косметологии и пластической хирургии к аппаратной косметологии стало одним из ведущих трендов", — подтверждает Марина Руденко, заведующая отделением дерматовенерологии и косметологии клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной.
Рост доли аппаратных процедур в структуре оборота клиник эстетической медицины врачи объясняют желанием пациентов сократить реабилитационный период, а также соответствовать модным тенденциям.
"Дело в том, что инъекционные процедуры в большей степени направлены на создание форм. А сегодня более актуален запрос на натуральность, естественность и поддержание уникальности собственных форм лица и тела. Добиться этого проще всего именно с помощью аппаратных методик. Они к тому же в большинстве своём менее болезненны и более комфортны, чем некоторые инъекционные", — поясняет Марина Руденко.
Как рассказали в Институте красоты "Галактика", одной из наиболее популярных аппаратных процедур является SMAS–лифтинг, позволяющий с помощью ультразвука воздействовать на тот слой мышечной ткани, который расположен глубоко под кожей. Эта процедура даёт выраженный эффект за счёт всего одного воздействия и используется не только для лица, но и для тела — на таких традиционно проблемных зонах, как живот, бёдра, колени, внутренняя поверхность бедра и плеч.
"Очень интересные результаты дают также процедуры, основанные на применении лазерных технологий. В том числе и шлифовки CO2 лазером, которые в определённом возрасте выдают настолько хороший результат, что это позволяет отсрочить или же вообще избежать пластической операции", — рассказали в Институте красоты "Галактика".
По словам Марины Руденко, для того чтобы удовлетворить запросы пациентов на аппаратные процедуры, крупные клиники активно инвестируют в приобретение оборудования.

Импортозамещение работает

Впрочем, говорить об отказе пациентов от инъекционной косметологии как минимум преждевременно. Косметолог Lahta Clinic Анастасия Рындина объясняет это тем, что инъекционные методики (такие как биоревитализация или введение гидроксиапатита кальция) очень хорошо влияют на качество кожи. Поэтому в антивозрастной коррекции без них никак не обойтись.
Эксперты также отмечают, что в сегменте инъекционной косметологии кризис подтолкнул игроков рынка к целому ряду новых интересных решений. В частности, по словам косметолога Первой семейной клиники Петербурга Юлии Корневой, произошло некоторое обновление и небольшая модификация используемых препаратов.
"Производители некоторых филлеров и ботулотоксинов покинули российский рынок, и приобретение их у официальных дистрибьюторов, которое обеспечивало нас гарантией качества и надёжности препарата, стало невозможным, — поясняет она. — На этом фоне клиники обратили внимание на достойных российских производителей, которые многие годы вели тщательные разработки и сумели создать высокотехнологичные наукоёмкие производства. И оказалось, что многие их препараты не только не хуже, но даже в чём–то превосходят импортные аналоги".
Одним из примеров успешного импортозамещения стали аналоги американского "Ботокса": первый в мире разведённый ботулотоксин "Миотокс" (разработка Центра им. М. П. Чумакова РАН) и препарат "Релатокс" от НПО "Микроген".
Косметологи отмечают, что у наших препаратов наряду с более низкой ценой значительно дольше продолжительность действия. Например, у "Миотокса" эффект сохраняется от 6 до 9 месяцев, у "Релатокса" — от 3 до 6 месяцев. В то время как у американского "Ботокса" в последнее время он не превышал 2 месяцев.

Цены вырастут

По мнению опрошенных "ДП" экспертов, несмотря на довольно успешное преодоление проблем, связанных с санкционными ограничениями, их отголоски ещё какое–то время будут отрицательно влиять на дальнейшее развитие рынка.
"В целом негативное влияние на развитие рынка косметологических услуг оказывает усложнение логистики при закупке качественного оборудования и его удорожание, а также то, что отечественные препараты в основном изготавливаются из импортного сырья", — объясняет Марина Руденко.
Именно из–за резкого подорожания материалов и оборудования в 2022–2023 годах выручка клиник существенно не выросла.
Хотя, по словам Юлии Корневой, спрос на услуги косметологов скорее растёт, потому что в обществе остаётся высоким запрос на эстетику. Предложения от клиник косметологии становятся более гибкими с учётом кризиса.
"Многие крупные клиники, в том числе и наша, подготовились к возможной нехватке препаратов, проведя закупку по старым ценам. Это позволило избежать существенного повышения цен на услуги, сохранив лояльность пациентов", — утверждает Марина Руденко.
Однако запасы расходников и медикаментов рано или поздно неизбежно закончатся. Тогда клиникам придётся закупаться по новым ценам, которые выросли уже на 20–50%. Кроме того, растущая популярность аппаратной косметологии потребует дополнительных инвестиций. И немалых. Так, стоимость аппарата для SMAS–лифтинга находится в диапазоне от 400 тыс. до 980 тыс. рублей. А фракционные лазеры CO2 не купить дешевле чем за 2,5 млн рублей.
Таким образом, косметологическим клиникам придётся либо поднимать цены и терять какую–то часть клиентов, либо работать себе в убыток. И в том и в другом случае рынок обречён либо на очень скромный рост, либо вообще на стагнацию.