В Петербурге стали чаще проводить бизнес–ивенты в лофтах, музеях и коворкингах

Автор фото: newhollandsp.ru

Деловые мероприятия всё чаще проходят на нестандартных площадках — в лофтах, музеях и коворкингах. В моде и новые объекты туристической географии города.

В городе на Неве ежегодно проводятся более 500 деловых мероприятий: форумов, конгрессов, выставок, конференций. От таких гигантов, как ПМЭФ, который в 2023 году собрал более 17 тыс. участников, до небольших ярмарок и выставок со средней посещаемостью 2–3 тыс. человек. Согласно прогнозу специалистов "Турбарометра Санкт–Петербурга", ожидается, что в 2023 году поток в сегменте делового туризма превысит 1,14 млн поездок, что на 22% выше уровня 2022 года.
При этом возможностей для роста ещё предостаточно. Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы "Ракета" Дарья Зубрицкая отметила, что в 2023 году на командировки в Петербург пришлось лишь 4,3% от всего объёма деловых путешествий (по России и зарубежью). "В 2023 году самый большой спрос на командировки в Петербург наблюдался в мае (6,3% от всего объёма командировок российских компаний по РФ и зарубежью), апреле (5,7%), июне (5,6%)", — добавила Зубрицкая.

Работа или отдых?

Для Петербурга деловой туризм — стратегическое направление развития. Он обеспечивает почти 40% дохода всей сферы. А также выравнивает сезонность, повышает инвестиционную привлекательность, приводит в город научную, политическую и деловую элиту, генерирует трафик и загружает туристическую инфраструктуру.
"Поэтому нужно проводить как можно больше деловых событий различных тематик и форматов, и для них требуется соответствующая инфраструктура", — комментирует президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
Говоря о тенденциях современного делового туризма в Северной столице, аналитики отмечают сокращение периода планирования, рост спроса на комбинированные поездки формата "бизнес + отдых", а также то, что организаторы мероприятий стали чаще выбирать для их проведения нестандартные площадки. По оценкам компании "Ракета", порядка 20% заказчиков предпочитают совмещать деловые и рекреационные форматы при проведении мероприятий.
Значительная доля бизнес–ивентов, по данным аналитиков "Турбарометра Санкт–Петербурга", приходится на отели с деловой инфраструктурой. Около 250 гостиниц категории 3–5 звёзд предлагают конференц–залы и переговорные комнаты. Их общая вместимость в масштабах города — около 45 тыс. человек.
Отдельно эксперты отмечают арт–галереи, креативные и общественные пространства. Востребованными в этом плане оказываются объекты новой туристской географии, такие как "Севкабель Порт", "Новая Голландия", "Никольские ряды".
Как рассказала директор по маркетингу пространства "Севкабель Порт" Валентина Антюшина, в 2023 году на площадке прошли Design Prosmotr, форум "Архитектура. Территории" от журнала "Проект Балтия", СтудФест с лекциями специалистов из мира науки и медиа, IT–уик–энд, ежегодное собрание научных работников университета ИТМО "ITMO Open Science", акселератор для креативных предпринимателей "Мастера.Кэмп".
"Растущую популярность мы связываем со стремлением организаторов создать для участников креативную и непринужденную атмосферу, способствующую открытому обмену идеями и контактами, построению более неформальных деловых отношений. К тому же проведение деловых мероприятий в нестандартных местах создаёт запоминающийся опыт для участников", — полагает Антюшина.
В музее современного искусства "Артмуза" проводят конференции, форумы, тренинги, митапы и тимбилдинги, собрания и съезды. "Часто в нашем музее проводят мероприятия образовательного формата в разных сферах: финансы, психология, бизнес и коммуникации, само собой, культура и искусство. Это бывают лекции, конференции, онлайн–встречи, семинары, тренинги, мастер–классы", — поделилась event–менеджер музея Мария Фурманова.

Своя атмосфера

По словам экспертов, тенденция организовывать бизнес–ивенты в локациях, которые, казалось бы, не предназначены для такого формата мероприятий, сначала появилась в Москве. В зданиях старых заводов начали открываться арт–пространства, лофты, новые помещения, отличающиеся от гостиничных конференц–залов.
"Сейчас мы ощущаем второе дыхание после ковидных ограничений. Люди хотят общаться, собираться на офлайн–мероприятия. При этом всё больше открывается арт–галерей и лофтов. В таких пространствах у организаторов больше интерактивных возможностей, в то время как гостиницы привлекают высоким уровнем сервиса, а конгресс–центры хороши своим зонированием, если мероприятие предусматривает несколько потоков одновременно", — рассуждает директор по развитию ивент–агентства Show365 Алина Добрая.
При этом в Петербурге не хватает больших пространств, где можно одновременно принять 2 тыс. и более участников. "Бизнес–мероприятия сейчас переходят в формат шоу, поэтому будет расти спрос на залы с концертной рассадкой, большие пространства, где можно организовать перформанс. Отели и банкетные залы уходят в сегмент частных дорогих событий", — добавляет эксперт.
Представители "Турбарометра Санкт–Петербурга" подчёркивают, что для деловых встреч небольших команд подходят коворкинги — просторные помещения с несколькими рабочими местами, оргтехникой и переговорными комнатами. Большинство из них расположены в центральной части города, где сосредоточена основная деловая и туристическая жизнь.

Гибкие пространства

Спрос подтверждают и участники рынка. Например, в сети PAGE проводятся деловые и культурные мероприятия. Организаторов привлекает и аудитория самих коворкингов — для них это дополнительный выход на целевую аудиторию активных и целеустремлённых предпринимателей. Для корпоративных клиентов — арендаторов офисов инфраструктура коворкинга также даёт возможность проведения тимбилдингов.
"У роста спроса есть несколько причин: комьюнити самих коворкингов растёт, площадки приобретают большую известность, работает сарафанное радио. Сами пространства благодаря гибкости, стильным интерьерам и запоминающимся дизайн–решениям выгодно выделяются на фоне стандартных залов для мероприятий", — указывает генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE Мария Сумарокова.
Наиболее перспективным и быстрорастущим сегментом эксперты называют бизнес–центры на базе апарт–комплексов. Они организованы таким образом, чтобы гости проводили как можно больше времени внутри комплекса и были обеспечены всем необходимым для решения своих задач.
"В целом тенденция взаимопроникновения различных видов туризма и многофункциональности каждого объекта будет только усиливаться. Их владельцы будут максимально расширять возможности с целью увеличить турпоток за счёт привлечения туристов из различных сегментов", — считают представители "Турбарометра Санкт–Петербурга".