Деловая активность российского бизнеса снизилась в условиях перегрева экономики

Автор фото: Ryoji Iwata/unslash
Деловая активность российского бизнеса пошла на спад в обстановке перегретой экономики. Об этом говорят исследования как малых, так и крупных компаний.
Предприятия говорят о том, что начала снижаться инвестиционная активность — развиваться компаниям мешает множество факторов, включая нехватку сотрудников, неопределённость на рынке и дорогие кредиты. Чувствительнее всего к ухудшению условий оказались производственные предприятия, чья активность поддерживалась благодаря резкому росту спроса и расширению господдержки импортозамещения.
"Мониторинг состояния бизнеса в России" подготовил бизнес-омбудсмен Борис Титов на основании опроса 5,8 тыс. компаний. По данным этого исследования, под конец 2023 года значительные трудности из-за санкций переживают 19% предприятий, и почти 60% считают, что ситуация в экономике и бизнесе как минимум удовлетворительная
Но при этом развивают свой бизнес только 40% — у остальных нехватка ресурсов (49%) или деградация бизнеса (11%).
Главное, что мешает развитию бизнеса:
  • дефицит кадров (45%),
  • неопределённость экономической ситуации (33%),
  • неопределённость госполитики в экономике (20%),
  • высокая стоимость заимствований (32%),
  • недостаточный внутренний спрос (28%).
И если в промышленности развитием бизнеса занимаются 56% компаний (благодаря импортозамещению они смогли заместить иностранных производителей), то она же болезненно воспринимает новые вызовы — низкую доступность займов и дефициту кадров.
В малом и среднем бизнесе деловая активность продолжает замедляться. Важным фактором стало ужесточение денежно-кредитной политики, при которой спрос на кредитование находится на минимальной отметке с апреля 2022 года. Продажи тоже пошли на спад, выручка снижается, её роста ждут лишь 23% компаний, это минимальное число за год.
Инвестиции увеличили только 19% фирм, что минимум с февраля 2023 года, а сократили вложения в бизнес 8%, это, напротив, максимальная доля. И если в первом полугодии бизнес был оптимистичен из-за ожиданий роста потребительской активности, то теперь стал более прагматичен. Хотя спрос и высокий, аналитики ждут, что он начнёт остывать.
Данные исследования привёл "Ъ".