В Петербурге осталось 10 отелей зарубежных брендов

Несмотря на все опасения, уход международных управляющих компаний не отразился на рынке гостиничной недвижимости.

На конец февраля 2022 года в Москве работали 64 оте­ля (15 300 номеров) под управлением 12 международных операторов. В Петербурге под управлением 13 международных операторов работали 32 отеля на 8700 номеров.
По данным NF Group, по состоянию на декабрь 2023 года прекратили управлять своими объектами в Северной столице шесть операторов: 22 отеля перешли под управление российских компаний (6700 номеров), часть из них принадлежит Cosmos Hotel Group, но продолжают сотрудничество с международным оператором Radisson Individuals (пять отелей с номерным фондом 2700 номеров).
"Под международными брендами в Петербурге продолжают работу 10 отелей с номерным фондом 2 тыс. номеров, что составляет 23 % от общего номерного фонда международных операторов на февраль 2022 года и 9 % от качественного номерного фонда на декабрь 2023 года", — рассказывает региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова.
Из столицы "сбежали" пять операторов. 32 отеля перешли под управление российских компаний (7600 номеров), часть из них сменили названия. Под международными брендами в Москве продолжают работу 36 отелей с номерным фондом 8200 номеров, что составляет 54 % от общего номерного фонда международных операторов на февраль ­2022–го и 33 % от качественного номерного фонда на декабрь 2023 года, говорится в исследовании NF Group.
На практике уход бренда означал лишь то, что гостиница больше не управлялась оператором, не числилась на его официальном сайте и в его системе бронирования, не снабжалась корпоративными поставщиками. Также перестали действовать глобальные программы лояльности, корпоративные привилегии и тренинги для персонала. Но физически отели остались. Как рассказывает Алина База­ева, руководитель департамента исследований Nikoliers в Петербурге, в большинстве случаев международные сетевые бренды не владели гостиницами, а только осуществляли управление. "Поэтому мы не наб­людали закрытия отелей. Некоторым владельцам гостиниц удалось привлечь другого качественного оператора. Так, гостиница Marriott International на Павелецкой площади перешла в управление Cosmos HG и изменила название на Cosmos Paveletskaya Hotel. Аналогично произошёл ребрендинг у Holiday Inn Express Paveletskaya, который стал называться Cosmos Smart Dubninskaya Hotel", — говорит она.
Другие владельцы гостиниц предпочли стать независимыми и сменить только бренд. Например, Ararat Park Hyatt Moscow, убрав название оператора, стал Ararat Park Hotel Moscow. Courtyard by Marriott Moscow City Center теперь можно найти под названием "Отель Арткорт Москва Центр", вместо Holiday Inn Express Baumanskaya на Бауманской улице находится Pana Express Baumanskaya и др.
Впрочем, некоторые международные корпорации надеются вернуться, а потому пока разрешают частично использовать бренд на территории РФ: отели могут пользоваться именем и брендированными материалами при коммуникации с гостями и партнёрами в России и полноценно использовать имя отеля на русском языке. Это произошло, например, в отелях Four Seasons. Хотя и московская, и петербургская гостиницы перешли на независимое управление и поменяли домен, им официально разрешили оставить логотип и название.
При этом отели по максимуму сохранили персонал, за исключением разве что генеральных менеджеров-иностранцев — их место заняли оте­чественные специалисты. Также отелям пришлось сменить домены и сделать себе новые сайты с возможностью бронирования. Сначала — только для российских карт, однако месяц назад подключились "движки" для бронирования из-за рубежа. В целом, как отмечают эксперты, уход ряда иностранных компаний открыл пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков.
Российские отель­еры обучались и развивались на базе знаний международных операторов, поэтому с 2022 года у девелоперов появилось "окно возможностей" для создания новых качественных гостиничных сетей, считают в Nikoliers.
С этим солидарна Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. "Уход и приостановка работы части международных операторов дали импульс к развитию российских игроков. Российские гостиничные операторы начали полномасштабную экспансию на рынке. На это повлиял не только уход международных брендов, но и ограничения на выездной туризм, что привело к резкому росту интереса к внутреннему туризму", — уверена эксперт.
На сегодняшний день российские гостиницы загружены преимущественно российскими туристами. Уже сейчас восстанавливается интерес среди азиатских туристов.
"Сейчас наблюдается положительная тенденция — рост въездного туризма. В столицах постепенно восстанавливается трафик. Тем не менее пока количество туристов из других стран в несколько раз ниже докризисных значений", — считает Екатерина Ногай.
Во многих гостиницах, ранее работавших под международным брендом, сформировались локальные команды — объекты функционировали по франшизе, а операционное управление осуществлялось управленцами в штате собственника.
Примечательно, что на рынке есть примеры новых гостиниц, которые должны были стать частью международных сетей, но открылись уже под управлением российских сетевых игроков. Качество сервиса и адаптация к изменившимся условиям работы зависит от объекта к объекту.
Сейчас значительная часть строящихся объектов будет открыта не под сетевым управлением.
"На сегодняшний день государство и частные инвесторы понимают, что во многих регионах России существует острая нехватка качественного номерного фонда. В отдалённых частях страны предложение ограничено несколькими гостиницами, которые не могут принять всех желающих. Именно к туриндустрии сейчас приковано огромное внимание. Более того, туристы стали заинтересованы не только в курортном отдыхе летом, который развивался последние годы, но и, например, в экотуризме, лечебно-оздоровительном", — уверена Екатерина Ногай.
На фоне сложившейся ситуации гостиничный рынок России будет стремительно развиваться, уверены участники рынка. Накопленная усталость после череды локдаунов способствовала росту интереса к внутренним направлениям. Более того, государство поддержало туристов льготами на передвижение внутри страны и на проживание.
В ближайшие годы участники рынка ожидают открытия нескольких проектов, которые были запланированы ещё до приостановки работы международных операторов. Однако даже после их ввода показатель прироста номерного фонда не достигнет докризисных значений.
Отельный рынок успешно функционирует, привлекая растущее количество туристов из всех регионов страны на фоне высокого спроса на внутренний туризм. Москва и Санкт-Петербург являются лидерами по развитости инфраструктуры и качеству номерного фонда.