Российский рынок лизинга бьёт рекорды: объём нового бизнеса вырос втрое

Автор фото: Freepik.com

О том, почему малый и средний бизнес всё чаще обращается за лизингом при покупке оборудования, "ДП" рассказал руководитель Северо-Западного дивизиона продаж ГК "Альфа-Лизинг" Дмитрий Асадов.

Реализация отложенного спроса 2022 года, повышение цен и перестройка российской экономики способствуют росту лизингового сектора. Это подтверждают данные рейтингового агентства "Эксперт РА". По итогам 9 месяцев 2023-го объём нового бизнеса составил 2,49 трлн рублей, что на 95% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Относительно 9 месяцев докризисного 2021 года рост составил 65%, таким образом, лизинговый бизнес достиг исторического максимума. За счёт дефицита техники, инфляционной составляющей и ослабления курса рубля средняя сумма лизинговой сделки показывает рост третий год подряд и за последние 12 месяцев увеличилась с 8,8 млн до 12,4 млн рублей.
"Бизнес продолжает развиваться, несмотря на трудности, с которыми он столкнулся ещё в пандемию. Появились проблемы с поставками из-за ухода зарубежных компаний из России, смены логистических цепочек и сложностей с оплатой. В Россию перестали поставлять не только целые станки, но и комплектующие к ним, что негативно отразилось и на российском производстве оборудования. Именно поэтому бизнес увеличил число лизинговых сделок при покупке оборудования", — поясняет Дмитрий Асадов.
На фоне текущих проблем у бизнеса есть всего несколько вариантов для развития. Первый — прибегнуть к привычной тактике параллельного импорта, что требует колоссальных средств и времени. Второй — полностью перейти на китайское, бразильское или российское оборудование, вплоть до замены целых линий. Как отмечает Дмитрий Асадов, в качестве одного из вариантов компании нередко рассматривают покупку б/у оборудования, что, на первый взгляд, кажется оптимальным способом решения проблемы нехватки технических ресурсов. Это действительно обходится в среднем дешевле на 30-40%, чем покупка нового оборудования. Но профессионалы знают, насколько трудно заранее определить исправность такого оборудования, не имея технических специалистов в штате, особенно когда речь идёт о малом бизнесе, а оставлять гарантию качества на откуп продавцам представляется рискованным.
"Все эти сложности привели бизнес к тому, что ему необходимо дополнительное финансирование и помощь в подборе и доставке оборудования, а также гарантия качества", — добавляет Дмитрий Асадов.
Вместе с тем в агентстве "Эксперт РА" констатируют — лизинговый бизнес показывает более высокие темпы роста, чем российская экономика, что обусловило увеличение доли объёма нового бизнеса в III квартале 2023 года с 2,6 до 3,1% ВВП.
Так, рост деловой активности российского бизнеса на фоне стабилизации экономической обстановки относительно прошлого года привёл к увеличению количества заключённых сделок с 233 до 345 тыс., что также выше уровня 9 месяцев докризисного 2021-го на 12%.
Автор: Freepik.com
По данным исследовательской компании, драйвером розничных сегментов остаётся автолизинг, новый бизнес в котором вырос более чем в 2 раза относительно 9 месяцев 2022 года. Отмечается, что автолизинг показывает положительную динамику пятый год подряд и увеличил свою долю до 53% совокупного объёма нового бизнеса по сравнению с 49% за аналогичный период годом ранее. Основной рост в абсолютном выражении приходится на лизинг грузовых автомобилей, объём нового бизнеса по которым за 9 месяцев 2023 года увеличился на 132%. Такой динамике способствуют активное применение грузового транспорта в экономических процессах страны (крупные строительные проекты, освоение новых регионов поставок продукции) и по-прежнему высокая потребность в обновлении автопарка.
В "Эксперт РА" прогнозируют, что в 2024 году лизинг легковых автомобилей может показать более высокую динамику по рынку, нежели грузовых, — около 33% относительно 2023 года. "Правительственные программы и меры поддержки отечественных производителей будут способствовать росту производительности российской автопромышленности. Активно продолжается экспансия китайских брендов автомобилей, которые открывают свои производства на территории России на базе заводов, ушедших западных компаний, расширяют сети дилерских центров", — отмечается в исследовании.
Агентство также ожидает рост объёма нового бизнеса прочих сегментов на уровне 15%. Основные объёмы среди прочих сегментов приходятся на сельскохозяйственную технику, машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование. Вместе с тем, по прогнозам Минэкономразвития, в 2024 году ожидается рост производства сельхозпродукции порядка 2,3%, что потребует определённой модернизации технологичного оборудования.