Не каждому дано: что мешает промышленной ипотеке стать массовым продуктом

Льготную промышленную ипотеку ограничили жёсткие условия отбора
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Льготная промышленная ипотека, разрекламированная как инструмент для развития и создания производств, не стала массовым продуктом.

Больше года прошло с тех пор, как в России была представлена программа промышленной ипотеки с господдержкой, по которой предлагались кредиты до 500 млн рублей на срок до 7 лет по ставке до 5 %, субсидируемой Минпромторгом. Считалось, что такие условия будут способствовать массовому запуску новых производств во всех отраслях, в которых так нуждается страна в свете курса на импортозамещение и технологический суверенитет. Получить кредит можно не только на приобретение производственных площадей, но и на новое строительство, реконструкцию и модернизацию.
В сентябре Минпромторг говорил, что по программе выдано более 400 кредитов по всей стране. Их общая сумма — 35 млрд рублей. Общий объём программы в 2023 году, как обещалось, будет рассчитан на предоставление кредитов в сумме не менее 45 млрд рублей.
Общие цифры выглядят внушительно, однако их недостаточно, чтобы сделать продукт массовым в масштабах страны или отдельных регионов, отмечают эксперты. Как сообщили редакции в Северо-Западном банке Сбербанка, по итогам 10 месяцев 2023 года банк рассматривает в рамках программы промышленной ипотеки заявки на общую сумму 10 млрд рублей. Чаще других за промышленной ипотекой обращаются владельцы обрабатывающих производств, производств оборудования, а также пластмассовых изделий. В октябре в сегменте крупного–среднего бизнеса Петербурга банком было подписано три договора на общую сумму 800 млн рублей, более 10 договоров на сумму 326 млн руб­лей — с малым бизнесом.
ВТБ по состоянию на начало ноября заключил по всей стране свыше 150 сделок на общую сумму более 17 млрд рублей. "Санкт-Петербург и Ленинградская область входят в число регионов, где программа востребована среди предприятий среднего и малого бизнеса. В нашем региональном портфеле — проекты в пищевой, металлообрабатывающей, машиностроительной и других отраслях промышленности", — прокомментировали в банке.
Директор подразделения "Малый и средний бизнес" банка "Дом.РФ" Анна Корнелюк говорит, что всего с начала реализации программы в сентябре 2022 года в банк "Дом.РФ" поступило более 200 заявок на 11 млрд рублей, включая четыре заявки на 0,5 млрд по СЗФО. Было принято положительное решение по 49 заёмщикам на 1 млрд руб­лей, заключены кредитные договоры с 20 клиентами на 0,5 млрд (с помощью льготного финансирования банка приобретено 35 тыс. м2 производственных площадей). Из них по Северо-Западному федеральному округу принято положительное решение по одному клиенту на 38 млн рублей (отказов не было). "Наибольшая доля обращений приходится на МСП. Больше всего займов выдано производителям оборудования — 25%, 21% — металлических изделий, 15 % — мебели, 14 % — одежды, 7 % — пластиковых окон. 6 % кредитов оформляется в пищевом производстве и 5 % — в производстве косметических средств", — отмечает Анна Корнелюк.
Партнёр, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка говорит, что хотя банки стимулируют выдачу промышленной ипотеки и предварительно одобряют её многим компаниям, массовым продуктом программа не стала. "Помимо того что в продаже мало объектов, которые подходили бы покупателю (бум сделок по продаже производственных объектов был в 2020–2022 годах), а кроме покупки производства нужно инвестировать в его модернизацию, банки при изу­чении запрошенных вариантов в покупку сталкиваются с юридическими коллизиями: несогласованные планировки, проблемы с правом собственности и т. д. За этим следует либо отказ в ипотеке, либо оценка ниже рынка, что не устраивает продавца", — поясняет он.
"Льготная программа по промышленной ипотеке предлагает хорошие финансовые условия. Единственная проблема в том, что она доступна ограниченному кругу предприятий. Например, получить её могут исключительно юрлица-производители, поскольку при рассмотрении заявки учитывается ОКВЭД юрлица–заёмщика. То есть девелопером должен выступать сам промышленник, а им это не всегда нужно, ведь это не их профиль деятельности", — говорит вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова.