За год в Петербурге вдвое выросло число открытий модных магазинов

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
В 2023 году на основных fashion-коридорах Петербурга открылось 33 новых магазина одежды, обуви и аксессуаров, согласно подсчётам NF Group. Это почти в два раза превышает число открытий в 2021 году, и в 2,2 раза — показатели 2022 года. Причём 87% площадей арендовали российские ретейлеры.

Большая Конюшенная спорит с Невским

Среди новых иностранных брендов, пришедших на петербургский рынок — Santoni (Италия), Iro, Tara Jarmon (Франция). Заметные российские марки — 2MOOD, All we need, Ekonika, Catarina Nova. Продавцы одежды в течение всего года проявляли наибольший интерес к помещениям формата стрит-ретейл на ключевых торговых коридорах города. После ухода международных брендов российские марки активно занимали освободившиеся площади, что привело к снижению вакантности в основных "модных локациях": на Большом проспекте П.С., Невском проспекте и Большой Конюшенной улице.
Как рассказала "ДП" руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге Анна Лапченко, в декабре 2023-го на Невском проспекте вакантность достигла минимальных значений за весь период наблюдений. Она составила 4,5%, что в два раза ниже показателей допандемийного периода (9,3% — в 2017–2018 годах) и почти втрое меньше пиковых значений 2021 года. На Большом пр. П.С. показатель сократился на 3,5 п.п. за год и составил 5,4%.
Параллельно с противостоянием главных модных улиц города изменилась ситуация и на Большой Конюшенной, на которой отмечалось существенное увеличение доли магазинов одежды, обуви и аксессуаров — прирост 8 п.п. за год. А доля свободных помещений стрит-ретейла уменьшилась более чем в два раза, до 2,2% (‒5,1 п.п. за год). 23% площадей торгового коридора в текущий момент занято именно fashion-сегментом, а разница с улицами-лидерами сократилась.
В конце 2023 года международные ретейлеры, магазины которых были временно закрыты, стали активно освобождать помещения. "Очевидно, что в 2024 году на Старо-Невском проспекте будет наблюдаться новый виток качественного развития. И после затяжного периода простоя здесь начнут открываться магазины новых брендов, — отмечает Анна Лапченко. — Историческое лидерство по fashion-сегменту, близость к основному туристическому потоку и активность российских брендов не позволят Старо-Невскому проспекту утратить свою специализацию и статус. А на смену "тяжёлому люксу" придут бутики премиального сегмента".
По мнению эксперта, в 2024 году российские бренды продолжат доминировать на рынке, а коллаборации с музеями и художниками могут стать ключевым фактором успеха. "В Петербурге ещё есть свободные ниши. Особенно в сегментах обуви и аксессуаров, таких как сумки, платки и оптика. Эти направления представляют возможности, особенно для тех, кто предлагает необычные и нестандартные продукты", — считает Лапченко.

Торговые центры без ажиотажа

Активность ретейлеров в части открытия новых точек продаж в ТЦ тоже возросла. По данным Nikoliers, за прошедшие 12 месяцев в наиболее качественных торговых центрах произошло в 2,3 раза больше открытий, чем в 2022 году (285 против 124), что подтверждает тезис об адаптации участников рынка. У крупных представителей fashion-индустрии стоит отметить появление магазинов "Стокманн" в ТРК "Питер Радуга", ТРЦ "Мега Дыбенко" и "Жемчужная Плаза" и Desport в ТРК "Лондон Молл", ТРЦ "Охта Молл" и "Жемчужная Плаза". Всего в течение 2023 года на рынке Петербурга появилось 24 новых бренда.
Среди зарубежных fashion-брендов, магазины которых открылись в торговых центрах — 2XU (Австралия), AVVA, Beymen Club, Loft, Mudo, OXXO (Турция), Plein Sport (Германия), Replay (Италия), Woolrich (США). Среди появившихся российских игроков: Just Clothes, IDOL, GLVR, Lamoda Sport, Noun и другие. Основными точками для новых брендов традиционно были ТРЦ "Мега Дыбенко", "Галерея", ТК "Невский Центр". Также в этом году к ним присоединились ТРК "Лето" и Outlet Village Пулково, добавили в пресс-службе Nikoliers.
По словам генерального директора "МТЛ. Управление активами" (входит в ГК "БестЪ") Станислава Ступникова, вакансия в торговых центрах Петербурга сокращается. Ставки аренды при этом растут в силу высокой конкуренции среди ретейлеров. ТЦ, где свободны более 20%, практически нет, их доля составляет менее 10%. Вакансия 10‒20% есть в 15% торговых комплексах, в оставшихся простаивают менее 10% площадей.
"Трафик подрос, но на сегодняшний день составляет 80‒85% от периода до 2022 года. Примечательно, что в декабре мы не фиксировали резкого всплеска посещаемости ТЦ, который наблюдается обычно в последний месяц года. Ретейлеры также констатировали отсутствие всплеска продаж", — поделился Станислав Ступников.