Общественные пространства Москвы и Петербурга стали точками притяжения туристов

По мере развития туризма и роста повторных поездок на туристических картах городов появляется всё больше новых точек. Конечно, Красная площадь и Третьяковская галерея в Москве, как и Эрмитаж с Мариинским театром в Петербурге, по-прежнему возглавляют рейтинги популярных достопримечательностей.
Вместе с тем в этих же рейтингах уже можно увидеть московские парк Зарядье, "Хлебозавод" и "Винзавод", а также петербургские пространства "Новая Голландия" и "Севкабель Порт". Они всё чаще входят и в официальные туристические маршруты. Так, ещё год назад Смольный презентовал маршрут "Новая культурная и туристская география Петербурга", в который включены Лахта, получившая новый импульс развития благодаря построенному там небоскрёбу "Лахта Центр", Кронштадт с туристским кластером "Остров фортов", общественные пространства в историческом центре — "Ленполиграфмаш", "Севкабель Порт", "Гавань 2.0".

Центр — и не только

"Среди таких пространств принято выделять "Севкабель Порт" и "Новую Голландию" — они предлагают своим гостям наиболее разнообразный посетительский опыт и впечатления. Но хочется обратить внимание и на небольшие проекты, которые зачастую развиваются именно в нетуристических районах города. Мы, например, внимательно следим за деятельностью арт-резиденции "Шкаф", молодёжного пространства "Тепло". Количество туристов, посещающих не только парадные достопримечательности города и выбирающих более нестандартные маршруты, по нашим наблюдениям, растёт. И этот спрос неизбежно рождает предложение: совсем недавно туристический маршрут "Санкт-Петербург. Новая география" получил статус национального. Посещение таких объектов — возможность увидеть современный облик города, понаб­людать, как историческая память сохраняется и трансформируется в новые, более современные жанры", — говорит Валентина Антюшина, директор по маркетингу пространства "Севкабель Порт".
"Петербург всегда привлекал туристов в первую очередь своими историческими достопримечательностями. Однако сейчас с ними знаком почти каждый, и внимание как жителей, так и гостей города направлено на новые точки притяжения. Прежде всего это городские общественные пространства, объединяющие в себе качества красивой локации и места разнообразного досуга — места для дружеских и деловых встреч, места досуга и отдыха, места, где можно набраться сил, открыть для себя нечто новое и приятно провести время, — рассказывает Ольга Звагольская, основатель культурного пространства "Третье место". — Отличительной особенностью Петербурга является возможность создания общественных пространств внутри исторических зданий. Запрос на такого рода пространства, объединяющие в себе отдых и развитие, имеющие собственный уникальный колорит, формат и культурный код, — однозначно очень высок".
Впрочем, реализованных проектов в исторических стенах в разы меньше, чем позволяет потенциал, отмечают эксперты. Во многом это связано со строгими правилами по использованию объектов культурного наследия и дороговизной проектов приспособления памятников для современного использования. В Москве потенциальных инвесторов больше и в целом реализовывать такие проекты проще, отмечают эксперты.

По всей стране

В России уже есть проекты и конкретные специалисты, у которых можно перенимать опыт успешного развития общественных пространств, уверен Максим Заборский, генеральный директор Агентства регионального развития Архангельской области. "В ряде городов мы видим нараста­ющую практику реновации объектов, в том числе объектов культурного наследия, — они реконструируются в современные пространства. Такие примеры есть в Туле, где оборудовали набережную реки Упы, в Томске, где в старинных домах открыли несколько ресторанов, а также в Иркутске, Владимире, Кирове, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. В основном речь идёт о реновации архитектурных объектов в неудовлетворительном или аварийном состоянии: они преобразовываются в гостиницы, отели, рестораны, с сохранением при этом исторической идентичности. В ближайшее время в Архангельской области планируется реализация аналогичного проекта: в развитие общественных пространств на базе старинных объектов культурного наследия будет вложено около 500 млн рублей".

Прогулки вместо шопинга

Спрос на такие объекты сменил массовое увлечение торговыми центрами и открыл новые досуговые возможности для горожан, говорит Валентина Антюшина. Разнообразие возможностей времяпрепровождения, которое предлагают креативные кластеры и общественные пространства, позволило им стать полноценными "третьими местами".
Здесь можно отдыхать, есть, работать (помимо офисных площадей в части общественных пространств размещаются производства), заниматься разнообразными видами спорта, делать покупки, обучаться, проводить культурные и деловые мероприятия и многое другое.
"Это (и бум креативных индустрий) породило и спрос на классных специалистов: всё больше вузов и онлайн–платформ предлагают свои образовательные услуги в этой области", — рассказывает она.