Инновации для отеля: чем сфера гостеприимства сегодня удивляет отдыхающих

Автор фото: пресс-служба Radisson Hotel Group
Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi

Активное развитие внутреннего туризма в 2022-2023 годах постепенно начало стабилизировать ситуацию в гостиничном бизнесе, он привлекает больше инвесторов, растёт число новых проектов. С другой стороны, усилилась конкуренция, в том числе с "неклассическими" видами объектов размещения, гость стал более требовательным. Но при грамотной стратегии всю совокупность факторов можно использовать для развития бизнеса.

2023 год показал рекордные значения по загрузке отелей во многих городах России, отмечает Ольга Миротина, руководитель гостиничного направления представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. "Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес и, следовательно, спрос на средства размещения среди локальных гостей, — говорит эксперт. — Аналитика спроса подтверждает тот факт, что все регионы страны и маршруты становятся популярными и с каждым годом должны только развиваться, дабы пропускная способность и смежные инфраструктуры смогли профессионально встречать и соответствовать запросам со стороны путешественников".
Впрочем, несмотря на растущий интерес жителей страны к разным направлениям, всё же среди регионов есть очевидные лидеры по увеличивающемуся турпотоку. Так, по данным исследований "Туту.ру" и сервиса Яндекс.Путешествия, по числу бронирований авиабилетов топ-3 занимают Москва, Сочи и Петербург, при этом, из столицы чаще всего в 2023-м летали в Сочи, Калининград и Петербург. Если рассматривать данные по городу на Неве, то в топ-20 общероссийского рейтинга также вошли рейсы Петербург — Сочи и Петербург — Калининград.
Поэтому вовсе неудивительно, что, по данным местных властей, турпоток в популярный курортный город в Краснодарском крае в 2023-м побил трёхлетний рекорд. В прошлом году в Сочи побывало около 7,6 млн гостей, а уже на новогодние каникулы туда направилось порядка 300 тыс. отдыхающих. В результате сегмент HoReCa привнёс в консолидированный бюджет края в 2023-м более 5,1 млрд рублей, что почти на 118% превышает показатель 2022 года. Впрочем, таких результатов удалось достичь благодаря целому набору программ, которые реализуют местные власти и бизнес: отдельно и в сотрудничестве.
Так, например, в городе делают особые акценты в событийном календаре для более тёплого и снежного времён года. Под летний сезон 2023 года была разработана концепция "СочиВпечатлений", которая учитывала самые разные сценарии отдыха для туристов. Основная идея — подарить путешественникам позитивные воспоминания, которые сформируют базу для возвратного туризма. Что касается программы, то на курорте летом 2023-го было организовано более 200 концертов, фестивалей, театральных представлений, выставок, спортивных мероприятий. Кроме того, в городе активно развивается направление гастротуризма, популяризируется внедрение бренда "Сочинская кухня" в меню ресторанов.
Если говорить про зимний отдых, в 2023 году было анонсировано празднование 10-летия XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр — к событию приурочен цикл мероприятий, распределённых на сезон. Также появились новые точки притяжения — например, открылась новая школа сноуборда и горных лыж. И только на новогодние каникулы пришлось около 300 мероприятий — программу помогли разнообразить учреждения культуры, парки, горнолыжные курорты и, конечно, объекты размещения. Многие отели предложили своим гостям проекты, учитывающие различные предпочтения и возрастные категории. При этом в части расширения событийной программы курорта объекты размещения активно коллаборируются с представителями других бизнес-сфер в течение всего года.
Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi
Автор: пресс-служба Radisson Hotel Group
"Адаптация обслуживания под российского гостя из различных регионов стала утвердившимся трендом в российском туризме. Например, гостиницы гораздо чаще стали поддерживать различные спортивные события, — говорит директор Северо-Западного представительства компании разработчика для отельного бизнеса Libra-Hospitality Дарья Пуйто. — Помимо этого, эти организации активно способствуют культурному просвещению, предлагая спортсменам разнообразные пакетные предложения. В эти пакеты входят не только услуги проживания, но и разного рода экскурсии. Тем самым они способствуют разностороннему и насыщенному отдыху участников спортивных мероприятий. Такой подход не только поддерживает развитие спорта, но и вносит свою лепту в обогащение культурного опыта спортсменов и зрителей".
Эксперт уточняет, что отельный бизнес, взаимодействуя с различными государственными структурами, такими, как министерства культуры, спорта и туризма, активно разрабатывает стратегии для расширения потока туристов с тем, чтобы выходить за круг локальных посетителей.
"Это представляется вполне разумным решением с точки зрения функционирования бизнеса, — уверен генеральный директор брендингового агентства DDC.Group Сергей Калинчук. — Есть стратегические планы по развитию туристской отрасли, которые подразумевают увеличение разнообразия туристского продукта. Помимо традиционных видов туризма — культурно-познавательного и рекреационного — теперь в приоритете будут новые: событийный туризм, медицинский туризм, туризм выходного дня, образовательный туризм и т.д. Это долгосрочный тренд. Давайте не будем забывать о том, что туризм — это отрасль экономики, и как любая отрасль она должна быть адаптивной, чтобы выживать и успешно функционировать".
Кроме того, данный сегмент не забывает об укрепившемся несколько лет назад тренде — необходимости удивлять гостя. В этом, кстати, отчасти помогают современные технологии. Так, например, в конце декабря 2023 года пресс-служба курорта сообщила, что на канатных дорогах "Роза Хутор" будет применяться искусственный интеллект. Этот сервис — ноу-хау для рынка страны. Ярким событием для российского сегмента HoReCa — и, что важно, гостя — стал ещё один сервис, внедрённый в Сочи: с июля 2023-го в Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi доступна услуга доставки в номер с помощью робота от компании Yunji Technology. Механического помощника зовут Radi — поскольку он всегда рад помочь гостям, пояснили в пресс-службе отеля.
робот для доставки в номера
Автор: пресс-служба Radisson Hotel Group
В плане нейминга сервисов здесь довольно часто используют ассоциативность, которая плотно связана с главными принципами гостеприимства сети. Так, например, эксклюзивный спа-комплекс отеля носит название SPA SIBO. Кстати, площадь в 2,5 тыс. м2 позволяет ему носить статус одного из крупнейших в стране, причём уже более 10 лет: со времени открытия Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi. И для отеля, который постоянно расширяет многообразие активностей в своём событийном календаре, юбилейный год традиционно прошёл под знаком изменений. Без этого в сфере гостеприимства повышение качества сервиса невозможно.

Возвратный не только турист

Пятизвёздочный отель на восточном побережье Чёрного моря, в Имеретинской низменности Сочи, был открыт 23 декабря 2013 года. В составе комплекса значатся: 8-этажный отель, 6 трёхэтажных вилл, cпа-центр, территория с открытыми бассейнами площадью 2,4 тыс. м2, 3 ресторана, 2 бара, конференц-зона — и зал для MICE-мероприятий площадью более 700 м2, собственный песчаный пляж протяжённостью 450 м. И изначально он назывался Radisson Blu Paradise Resort & Spa. Однако в 2019 году он стал частью премиального бренда Radisson Collection — и наименование изменилось на известное сегодня: Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi.
Главными ценностями в новой парадигме стали уникальность и индивидуальность каждого из объектов коллекции, подчёркнутыми за счёт дизайна, обязательно учитывающего запоминающиеся и яркие черты местного колорита и уклада жизни. Так, например, отели сети вовлечены в реализацию специфических для региона экологических программ, предлагают блюда и напитки локальной кухни, разрабатывают пешие маршруты для гостей города. И сочинский отель, расположенный рядом с Олимпийским стадионом, трассой Гран-при "Формулы-1", ледовой ареной — не является исключением. "Исключительное качество сервиса, эстетичные номера с завораживающими морскими и горными видами, стандарты бренда Radisson Collection — это то, что остаётся в памяти и заставляет возвращаться вновь и вновь", — говорят в пресс-службе сети.
Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi
Автор: пресс-служба Radisson Hotel Group
Примечательно, что возвращаются не только гости. Первым генеральным менеджером резорт–отеля в 2013 году был Брайан Глисон, который проработал в этой должности до 2015 года. Затем он переехал в Норвегию — для управления отелями сети в том регионе. "Несколько лет назад, когда меня спросили, куда бы я хотел переехать, Россия была моим первым и незамедлительным ответом. После почти 4-х лет, проведённых в Москве, я счастлив вновь вернуться в летнюю столицу России и управлять командой этого замечательного отеля на берегу Чёрного моря. Я чувствую, как будто вернулся домой", — рассказал на торжественном мероприятии, посвящённом юбилею проекта, генеральный менеджер Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi Брайан Глисон.
Высокие стандарты, заданные уже 10 лет назад, продолжают оттачиваться. Это позволяет повышать привлекательность отеля для отдыхающих и его коммерческую ценность. И примечательно, что юбилейный год отель принял своего миллионного гостя. Количество деловых мероприятий, проведённых в его стенах за это время также внушительно — более 1 800. К каждому сезону обновляется программа внутренних проектов для гостей. Ежегодно растёт список коллабораций с местным бизнесом. Что, в том числе, помогает продвижению бренда территории.
"Путешественник сегодняшнего дня выбирает отель в зависимости от цели своего визита. Так было и раньше, но возможностей в настоящее время открывается намного больше. Векторов развития для отельеров и всей сферы туризма неограниченное количество", — резюмирует Ольга Миротина.