Застывшая выручка: аномальные морозы ударили по доходам петербургского бизнеса

Холода в Петербурге оставили индустрию развлечений без сверхдоходов

Аномальные январские морозы не смогли удержать петербуржцев дома. Однако рестораны, торговые центры, общественные пространства и культурные учреждения всё же заработали за длинные выходные меньше, чем ожидали.

В этом году существенные коррективы в планы петербуржцев в новогодние каникулы внесли морозы — сильнейшие как минимум за последнее десятилетие. А 4 января и вовсе был установлен температурный рекорд за всю историю наблюдений за погодой. Неудивительно, что из–за аномальных холодов многие предпочитали оставаться дома, вместо того чтобы отправиться на каток или новогодний шопинг. Тем не менее жизнь отнюдь не замерла. "ДП" составил краткий обзор того, как развлекались петербуржцы и гости города во время каникул.

Шопинг против оливье

По данным Смольного, во время новогодних праздников Петербург посетили 1,1 млн туристов, что на 10% больше, чем годом ранее. Вклад гостей города в экономику Петербурга в период каникул составил 20,3 млрд рублей. В прошлом году цифра была скромнее — около 14 млрд рублей. При этом, как несложно догадаться, иностранцев среди гостей практически не было, зато очень заметно увеличение потока туристов из регионов России.
Традиционное времяпрепровождение на выходных как для туристов, так и для жителей города — разумеется, шопинг. И в некоторых центральных ТРЦ действительно было не протолкнуться. Однако детальная статистика показывает результаты скорее неутешительные. Согласно рассчитываемому компанией Focus Technologies показателю Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. м² торговых площадей), посещаемость ТЦ Санкт–Петербурга 1–7 января 2024 года оказалась на 2% выше аналогичного периода прошлого года. Вроде бы неплохо (особенно учитывая, что Москва смогла похвастаться лишь 0,2%). Но если вспомнить, что первая неделя прошлого года показала провал в 10%, получается, что ТРЦ даже не смогли компенсировать потери.
Однако многие представители рынка трагедии в этом не видят. Ведь рентабельность бизнеса не может зависеть от одной недели в году. Поэтому в целом неплохие итоги прошлого года затрагивают собственников ТРЦ куда больше, чем вялый старт нынешнего.
"2023 год прошёл для нас положительно, трафик в ТК “Невский центр” вырос на 19% к 2022 году. Мы видим, что данный положительный результат — это не только сильные позиции наших якорей (“Стокманн”, “Азбука вкуса”, “Технопарк” и других), но и результат наших усилий по комплексу маркетинговых мероприятий. В новогодние праздники мы сделали промокампанию с витринами и ярмаркой с необычными товарами, что также принесло дополнительный трафик", — поделилась с "ДП" директор департамента торговой недвижимости ООО "КСН" Екатерина Трушлякова.
У кафе и ресторанов дела на праздничной неделе тоже обстояли довольно скромно. Хотя формально они установили очередной рекорд по выручке, но фактически это стало следствием подорожания позиций в меню. По данным Focus Technologies, 1–7 января прошлого года количество заказов в заведениях общественного питания Петербурга сократилось на 10%. А отыграть в первую неделю 2024–го удалось лишь 4%. Стоит заметить, что и по итогам всего прошлого года общепит показал минус 2%. Как поясняют в Focus Technologies, в основном отставание накопилось за первые 8 месяцев, а начиная с 35–й недели показатели устойчиво росли. Но закрепить это ударными результатами начала января, похоже, не получилось — потенциальные клиенты предпочли пересиживать мороз дома, доедая новогодние салаты.

Не разгуляешься

В ещё более сложном положении оказались отрытые площадки. Гулянья на них оказались куда менее массовыми, чем на это рассчитывали владельцы. В минус, конечно, никто не ушёл, но даже те, кто считает результаты праздничной недели удовлетворительными, признают, что ожидали большего.
Например, "Двор Гостинки" за праздничные дни посетили 10 тыс. человек, катком за время каникул воспользовались 3,5 тыс. гостей. "Конечно, устойчивые морозы, которые пришлись на праздничные дни, заметно повлияли на посещаемость — как на желание в принципе выйти из дома, так и на то, чтобы активно провести время на открытом воздухе в центре города. В среднем на 35% снизилась активность посетителей из–за погоды по сравнению с прошлым годом", — рассказали "ДП" в пресс–службе общественного пространства.
Чтобы повысить привлекательность и обеспечить комфорт для гостей, многие принимали специальные меры. Например, в "Новой Голландии" были установлены уличные очаги, возле которых можно было согреться, а на катке появился тёплый павильон для переодевания.
"На острове было очень много гостей, все билеты на каток были распроданы, новогодний базар пользовался не меньшей популярностью. Гости приходили, несмотря на морозы, всем было комфортно даже в суровый минус", — утверждают в пресс–службе пространства.

Кутерьма в снегу

Повлияла холодная погода и на посещаемость музеев–заповедников и парков Ленинградской области, которые традиционно каждую зиму становятся центрами новогодних гуляний.
В "Монрепо" во время каникул приехали 6,3 тыс. человек. 1 января в музее–заповеднике был свободный вход, также с аншлагом во время праздников прошли детские спектакли с бесплатными билетами. Сотрудники музея в разговоре с корреспондентом "ДП" отметили, что из–за морозов несколько раз отменялись походы организованных туристических групп.
За 10 дней праздников ГМЗ "Гатчина" посетили более 13 тыс. человек — это гости Гатчинского и Приоратского дворцов, а также Фермы, принимавшей сборные и организованные группы в формате мастер–классов по изготовлению сыра из козьего молока. Вход в парк был свободным, и отдельно его посетителей в музее–заповеднике не учитывали.
"В этом году было примерно на 1 тыс. посетителей меньше, чем в прошлом. Морозы в целом не помешали работе Рождественской ярмарки и церемонии выстрела из пушки в Приоратском дворце, но негативно сказались на общей посещаемости. Однако, как только погода смягчилась, 6 января, Гатчинский дворец опять начал бить рекорды дневных посещений. Несмотря на такую загрузку, мы справились хорошо, за счёт увеличения количества гардеробов и касс у нас не было существенных очередей в музей, все желающие посетили мастер–классы, концерты, перформансы, экскурсионные программы фестиваля “Новогодняя кутерьма”", — прокомментировали в пресс–службе ГМЗ "Гатчина". Также там отметили, что на праздники к ним приезжало много туристов из Москвы и уральских городов — Челябинска, Екатеринбурга и Перми.
Петербуржцы, не захотевшие сидеть дома, помимо пригородных парков массово отправлялись в Карелию, туры в которую стали одними из самых популярных в начале января.
"У нас отмен не было практически. На первые дни январские был очень высокий спрос на туры–локомотивы однодневные, например “Жемчужина Карелии — Рускеала”. В день по несколько автобусов. Погода никого не напугала", — сообщили "ДП" в компании "СканТур".

От балета до гороскопа

Очень многие петербуржцы вместо прогулок в мороз предпочитали проводить время культурно. Во время каникул на всех сценах Мариинского театра (исторической, в Мариинском–2 и Концертном зале) были аншлаги. Всего на трёх площадках прошло около 60 спектаклей и концертов. Общее количество гостей — около 75 тыс. человек, что чуть больше прошлогоднего показателя.
"Наиболее посещаемым и востребованным в период праздников традиционно стал балет Петра Ильича Чайковского “Щелкунчик” — как в классической версии Василия Вайнонена, так и в постановке Михаила Шемякина. А также оперы “Ночь перед Рождеством”, “Сказка о царе Салтане” и “Рождественская сказка”, оперетта “Летучая мышь” и “Новогодние концерты” “Страдивари–ансамбля” Мариинского театра", — рассказали в пресс–службе театра.
Музей Фаберже за 10 дней принял 31 тыс. человек, что превышает показатель прошлого года более чем на 30%. Как добавили в пресс–службе музея, во время праздников на выставки традиционно приходит большое количество гостей, но погода тоже повлияла на посещаемость во время каникул.
Музей Арктики и Антарктики во время праздников посетили около 5 тыс. человек. В учреждении отметили, что по сравнению с прошлым годом можно говорить об увеличении количества гостей. "В целом за 2023 год посещаемость увеличилась на 30%. В праздничные дни эта тенденция сохранилась. Погода никакого влияния на посещение музея не оказала. Несмотря на морозы, посетители активно шли", — подчеркнули в пресс–службе.
Ну а те, кто всё же не нашёл в себе сил встать с дивана, судя по всему, всерьёз размышляли о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Причём подходы к этому находили очень разные. Аналитики сервиса YouDo.com проанализировали, как изменился спрос пользователей за первую неделю нового года. Оказалось, что жители города на Неве чаще всего ищут персональных тренеров, массажистов, косметологов, репетиторов по английскому и астрологов, которые составят персональный гороскоп на год. Спрос на услуги категории "Красота и здоровье" в Петербурге вырос на 51% по сравнению с началом прошлого месяца, на услуги категории "Репетиторы и обучение" — на 41%, на астрологов — на 37%.
Гостей было много, и, что вполне ожидаемо, доля туристов и гостей города увеличилась. В целом количество посетителей было на уровне предыдущего года: не было значительных изменений. Погода определённо повлияла на посещаемость, так же как и на планы людей, — многие предпочитали оставаться дома. Полагаем, если бы было теплее, мы могли бы говорить о росте количества гостей по сравнению с предыдущим годом.
Евгения Шкловер
pr–менеджер "Севкабель Порта"
Первая неделя 2024 года для торговых центров прошла сложно. Аномальные морозы не только "закрыли" некоторые комплексы, но и стали причиной низкого трафика в петербургских магазинах. И если в среднем российские торговые центры недосчитались 13% посетителей, то в ряд торговых центров Северной столицы не дошло от 25 до 38% посетителей в длинные новогодние выходные. С другой стороны, предновогодняя неделя 2023–го показала хорошую посещаемость, в среднем выше на 8–10%, чем годом ранее. А именно этот период считается наиболее доходным у магазинов арендаторов.
Павел Люлин
вице–президент Союза торговых центров
На показателях ТЦ могла сказаться аномально холодная погода. Но вот если люди добирались до них, то, вероятно, предпочитали задержаться в кафе и ресторанах. На рост показателей в том числе повлияло развитие внутреннего туризма. При этом также можно предположить, что в начале года показатели могли бы быть выше при отсутствии аномально холодных дней.
Михаил Васильев
руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies