Метрополитен Петербурга остался без поддержки американского ПО

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Петербургский метрополитен проиграл суд, связанный с программным обеспечением американской компании VMware.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск ГУП "Петербургский метрополитен" к ООО "Легасофт" (Смоленск), поставщику программного обеспечения, о взыскании 14,5 млн рублей неосновательного обогащения.
В июле 2021 года ГУП закупило в "Легасофте" сертификаты технической поддержки ПО платформы виртуализации за 18,1 млн рублей. По условиям договора поставщик гарантировал техподдержку и обновление ПО от VMware в течение 36 месяцев с момента начала действия договора, рассказали "ДП" в пресс–службе петербургской подземки.
"С помощью подобного ПО метрополитен может создавать виртуальные машины, запускать на них большое количество приложений и эффективнее распределять вычислительные мощности, улучшая производительность и гибкость системы", — говорит коммерческий директор Art Engineering Артём Стенюшкин.
В марте 2022 года VMware остановила поддержку своих облачных платформ в России. ПО американского вендора использовалось в стране как для публичных, так и для частных облачных сервисов многими компаниями. Соответственно, прекратились техническая поддержка и обновление ПО по сертификатам, приобретённым подземкой у "Легасофта".
"В моменте есть шанс, что это не повлияет на работоспособность и функционирование системы, но с течением времени будет происходить эффект накапливания. Впоследствии можно оказаться с большим списком нерешённых вопросов и возникших ошибок / багов. Фактически это может привести к катастрофе в ведении бизнеса: есть риск невозможности продолжения использования существующей системы", — считает генеральный директор vStack Евгений Карпов.
Платформам виртуализации, как любому ПО, совершенно точно необходима постоянная техническая поддержка, добавляет Артём Стенюшкин. По его мнению, без постоянной технической поддержки невозможно будет обновлять и модернизировать платформу виртуализации, что станет причиной уязвимости системы и может увеличить риск кибератак, число которых в нашей стране с 2022 года постоянно растёт.
"Метрополитен обратился к продавцу сертификатов с предложением вернуть часть денег, но “Легасофт” ответил отказом", — уточнили в ГУП. И в марте 2023 года Петербургский метрополитен пошёл в суд.
Арбитраж отказался удовлетворить иск, указав, что предприятие не представило доказательств наличия сбоев, ошибок, уязвимостей в программных продуктах, являющихся предметом спора.
"Общими мазками суд не совсем логично изложил обстоятельства дела и положения заключённого договора, но основная мысль прослеживается достаточно однозначно", — отмечает управляющий партнёр юридической фирмы Legal to Business Светлана Гузь. Во–первых, не совсем понятно, почему ГУП строило свою позицию не на конкретных фактах нарушения договорных условий, а пыталось доказать наличие неосновательного обогащения, которое всё–таки является одним из видов внедоговорной ответственности. Во–вторых, отмечает эксперт, видится сомнительным обращение с иском именно к "Легасофту", учитывая тот факт, что отключение от сервиса поддержки произведено самим вендором VMware при наличии службы поддержки у исполнителя по договору.
Метрополитен намерен подать апелляционную жалобу, но Светлана Гузь считает минимальной вероятность пересмотра решения из–за отсутствия прямых доказательств нарушения условий договора.
"Легасофт" не ответил на запрос "ДП".