Реформа подъезжает: на дороги Ленобласти выйдут 450 новых автобусов

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

На дороги Ленобласти планируют вывести 450 новых автобусов. Жители региона, скорее всего, смогут их оценить уже до конца года.

С 1 февраля в Ленинградской области начнётся первый этап транспортной реформы. На дороги выйдут 70 новых автобусов. Их закупка обошлась в 1,2 млрд рублей — 800 млн рублей выделили власти региона в рамках федерального казначейского кредита, остальное вложили сами перевозчики.
Всего обновление затронет 90 смежных межрегиональных направлений из 126 работающих сегодня. Будет полностью обновлено порядка 450 единиц подвижного состава, в основном на маршруты встанут автобусы большого и среднего классов.
Конкурсные процедуры по отбору перевозчиков для работы в реформированной системе начнутся уже в феврале — максимум в начале марта этого года, рассказал глава комитета по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк на пресс–конференции. По его словам, победителям дадут примерно полгода на закупку подвижного состава и дооснащение его необходимым оборудованием. В том числе не исключается возможность предложить перевозчикам установить в автобусах датчики температуры.
Полностью регион перейдёт на новую модель транспортного обслуживания только с 1 января 2025 года.
Однако, говорит член правления Национальной транспортной ассоциации Роман Юренев, жители области, скорее всего, увидят новые автобусы уже в этом году.
"Новый подвижной состав начнёт появляться на маршрутной сети в этом году. Перевозчики его приобретут — он стоять не будет. Уже в III–IV кварталах на маршрутах Ленобласти мы увидим новые машины, работающие на маршрутах с регулируемым тарифом", — полагает Роман Юренев.
Сейчас перевозчики в Ленобласти живут в основном за счёт платы, взимаемой с пассажиров за проезд. Новые контракты будут помимо этого предусматривать бюджетную компенсацию за амортизацию автобусов и траты на топливо. В Ленинградской области новая система предполагает нетто–контракты, в отличие от Петербурга, который в ходе своей реформы отрасли перешёл на брутто–контракты. Как поясняет Михаил Присяжнюк, разница в том, что в Петербурге вся выручка, полученная от продажи билетов, уходит в городской бюджет, тогда как в Ленобласти деньги всё равно будут оставаться у подрядчиков. "Чтобы перевозчики самостоятельно поборолись за каждого пассажира и бюджет Ленинградской области не настолько нагружался значительным числом контролёров, которым в случае брутто–контрактов пришлось бы ездить по маршрутам и контролировать собираемость", — поясняет глава областного Комтранса.
В конечном итоге доход перевозчиков будет формироваться из платы непосредственно за транспортную работу подрядчика, платы за проезд и компенсаций из областного бюджета за обслуживание льготных категорий населения, которые сегодня составляют 30–40% от общего числа пассажиров.
Сейчас на большинстве областных маршрутов администрация региона не платит подрядчикам ничего, а в результате реформы перевозчики получат полноценное госфинансирование, подтверждает главный редактор портала "Транспорт СПб" Владислав Булгаков. "Этот фактор позволит перевозчикам ездить по нормальному расписанию. Сейчас, например, в Ломоносовском районе провалы по выходу автобусов на линию очень сильные, так как просто невыгодно работать", — поясняет он.