Время перемен: владельцы "Метростроя" обновились, а намыв резко подорожал

Автор фото: Сергей Коньков "ДП"

"ДП" пишет "Историю петербургских новостей". Именно так называется наш специальный проект, в котором мы выделяем самые значимые события в мире бизнеса и экономики, случившиеся за последнюю неделю. А затем вспоминаем, о чём писал "Деловой Петербург" в эти же даты много лет назад.

Главные новости Петербурга на неделе с 15 по 20 января 2024 года:
  • 18 января в небе над Петербургом сбили беспилотник. БПЛА мог нести на себе около 3 кг взрывчатки. Дрон упал на территории Петербургского нефтяного терминала. Никаких повреждений на предприятии он не вызвал.
  • Отечественные автомобили Aurus могут начать собирать на бывшем заводе Toyota в Петербурге. Эксперты заявляют, что эта площадка лучше подходит для производства эксклюзивных машин, чем грузовиков "Алмаз-Антея".
  • Строительство новой станции метро "Горный институт" завершат в третьем квартале 2024 года, "Путиловской" и "Юго-Западной" — в четвёртом.
В эти же даты 10 лет назад "Деловой Петербург" писал об изменениях в составе акционеров "Метростроя", подорожании намывных территорий Васильевского острова и об открытии завода по производству сыров в Ленобласти.
Статья вышла в номере "ДП" 3972 от 15 января 2014 года. Автор — Ольга Мягченко.
Семья главы "Метростроя" Вадима Александрова наращивает долю в капитале местного монополиста подземного строительства. Отцу и сыну Александровым уже принадлежит 35% этой компании.
Гендиректор ОАО "Метрострой" Вадим Александров и его сын и заместитель Николай сконцентрировали в своих руках крупнейший пакет акций этой компании — свыше 35%. По данным "Инвесткафе", цена принадлежащих Вадиму Александрову 13,62% составляет 401,7 млн рублей, 21,83% Николая Александрова стоят 301,3 млн. Подсчёты аналитиков основаны на выкупной оценке акций, установленной советом директоров самого "Метростроя".
Рыночная цена пакета может быть значительно выше, учитывая, что чистая прибыль компании составляет около 800 млн рублей, а сама она, являясь монополистом подземного строительства Петербурга, в течение ближайших 6 лет может получить контракты на строительство метро на сумму до 150 млрд рублей. Отметим, в 2010 году структура бизнесмена Владимира Когана на торгах приобрела 100% акций лидера столичного метростроения ОАО "Мосметрострой" (чистая прибыль 506,7 млн рублей) за 7,56 млрд рублей.
Семейный старт
Александров-младший впервые появился в списке совладельцев "Метростроя" в начале 2006 года — с долей 0,004%. Уже к концу года он наращивает её до 1,77%. С тех пор Николай Александров регулярно прикупал акции "Метростроя".
Его отец пришёл в "Ленметрострой" после окончания ЛИИЖТ в 1963 году. В 1990-м он возглавил предприятие, после акционирования в 1993–м избран гендиректором и с тех пор постоянно переизбирается.
В отличие от отца, начинавшего рядовым сотрудником, сын сразу взял высокий старт. Уже в 2006 году 26-летний Николай был заместителем гендиректора и членом правления ОАО "Метрострой".
Его бизнес-интересы выходят за пределы сферы подземного строительства. Например, он совладелец нескольких ресторанов и кафе ("Парадиз" и "МиКО" на Конюшенной пл., "Тауэр" на пл. Конституции), фирмы "Колямба" (специализируется на организации отдыха и развлечений). Ему также принадлежит 50% в ЗАО "Диана" в Псковской области (занимается охотой и разведением диких животных) и 35,87% в банке "Невастройинвест".
Обмен пакетами
За историю "Метростроя" состав его акционеров менялся несколько раз. До 2010 года одним из крупнейших собственников было ООО "УК "Метрострой" (54,22%). Эта компания до 2010 года была поделена между Александровым-отцом (64,66%), Александровым-сыном (8,7%) и Клименти Касрадзе (26,65%). Последний является владельцем 5,42% в ОАО "Метрострой".
Теперь УК принадлежит Николаю Александрову. В 2008 году 25% из пакета "Метростроя", принадлежавшего УК, получило ГУП "Петербургский метрополитен". После перераспределения у УК осталось 20,35%, часть её доли (8,87%) поделили миноритарии. Три года назад оставшиеся акции УК перешли менеджменту "Метростроя".
В 2010-м Росимущество передало свои 21% Петербургу. Больше радикальных перестановок в составе акционеров не было.
В "Метрострое" считают, что "приватизация компании неизбежна". А лёгкость, с которой акционеры расстаются со своими долями в пользу семьи Александровых, объясняют "желанием метростроителей сохранить свою независимость".
Однако в пресс–службе КУГИ заявили, что город не только не планирует продавать принадлежащую ему долю, а, наоборот, намерен увеличить её путем допэмиссии. Эксперты считают, что миноритарии не дорожат своими акциями, так как эти активы не приносят им особого дохода: на выплату дивидендов "Метрострой" направляет лишь по 1,5–2% годовой чистой прибыли. Дивидендная политика во многом зависит от голосов Александровых, владельцев большой доли в компании.
Интерес менеджмента к наращиванию долей в "Метрострое" вполне закономерен, считает аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко. Это, по сути, единственная в Петербурге компания, способная выполнять сложные проходческие и подземные работы, поэтому ей достаются наиболее крупные заказы в этой сфере. Например, по строительству второй сцены Мариинского театра (2 млрд рублей), возведению объектов комплекса защитных сооружений (2,27 млрд рублей) и их обслуживанию (7,4 млрд рублей) и т. д.
Сейчас покупку акций стимулируют планы Смольного резко увеличить финансирование строительства метро. По программе развития метрополитена до 2020 года на эти цели предполагается направить 150 млрд рублей. В бюджете Петербурга на 2014–2016 годы на строительство метро заложено 73 млрд рублей. Ещё 12,5 млрд добавит федеральная казна. Получается в среднем по 28 млрд рублей в год. Для сравнения: в прошлом году на подземку было выделено 11 млрд рублей.
Встречные торги
В последние годы отношения между Смольным и "Метростроем" испортились. В 2012 году компания проиграла конкурс на ремонт построенных ею сооружений дамбы на 400 млн рублей. Вадим Александров не раз критиковал политику городских властей в транспортном строительстве. Прошлой осенью он рассказал "ДП", что "Метрострой" вынужден возводить Фрунзенский радиус за свой счёт, так как этот проект за 2 года не смог пройти госэкспертизу, поэтому подрядный конкурс не объявляли и денег из бюджета не выделили. Останавливать же проходку нельзя.
В декабре экспертиза утвердила проект, и Смольный заключил с "Метростроем" контракт (3,7 млрд рублей) как с единственным поставщиком. Подрядчик рассчитывал на победу в предстоящем конкурсе. По такой схеме он уже действовал при строительстве станции "Спортивная–2". Но цена контракта на возведение Фрунзенского радиуса (25,9 млрд рублей) в объявленном 30 декабря конкурсе оказалась на 10 млрд рублей меньше запланированной изначально. Чиновники посчитали, что услуги "Метростроя" обходятся городу слишком дорого. Другие компании (московский "Космос" и сочинская "Аврора") готовы работать за вознаграждение на 25% меньше, утверждают в Смольном. "Метрострой" в ответ на это заявил, что пока не знает, будет ли участвовать в этом конкурсе.
В "Космосе" не смогли оперативно прокомментировать этот вопрос. Связаться с "Авророй" не удалось. В "Мосметрострое" и "Трансстрое" сообщили, что не исключают своего участия в тендерах в Петербурге. Однако эксперты считают, что приход в Петербург сторонних компаний маловероятен. "Это связано с высокой стоимостью входа на данный рынок и большими политическими рисками", — говорит Роман Гринченко.

Намыв сильно возрос в цене

Статья вышла в номере "ДП" 3974 от 20 января 2014 года. Авторы — Мария Тирская, Артём Члегов.
"Терра Нова" добивается снижения кадастровой стоимости намытых земель на Васильевском острове. Участки подорожали с 1,1 млрд до 6,3 млрд рублей, что чревато ростом земельного налога.
Компания " Терра Нова " (входит в холдинг First Quantum, который связывают с депутатом Госдумы Виталием Южилиным) подала 11 судебных исков к петербургскому филиалу Росреестра в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти о снижении кадастровой стоимости части намытой территории на Невской губе в западной части Васильевского острова. В общей сложности стоимость 46 га земли выросла с 1,1 млрд до 6,3 млрд рублей. Среди них есть участки как под жилищное строительство, так и предназначенные для общественно–деловой застройки. Повышение стоимости земель вышло таким радикальным, что в компании усомнились в правильности оценки и требуют "исправить техническую ошибку в кадастровых сведениях".
Подготовка намывных территорий на Васильевском острове, 2006 год
Автор: архив "ДП"
Ошибку не признали
Суд первой инстанции отклонил все 11 исков "Терры Новы". Однако компания рассчитывает на апелляцию, первая жалоба уже подана. Генеральный директор ЗАО "Терра Нова" Игорь Сарычев отказался комментировать ситуацию до завершения разбирательств. Источник в компании пояснил, что их своевременно не уведомили об изменении цены земель c июля 2009-го по сентябрь 2012 года. Особенно возмущает девелоперов то, что участок земли на момент переоценки даже не был до конца намыт.
"Увеличение кадастровой стоимости на 5,2 млрд рублей может быть критичным, — считает начальник экспертного отдела центра оценки "Петербургская Недвижимость" Виктория Константинова. — Это связано с тем, что в течение 3 лет строительства застройщик при расчёте земельного налога применяет повышающий коэффициент 2". Если же стройка идёт дольше, то вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект повышающий коэффициент увеличивается до 4. Это может привести к значительному росту налога на землю.
Базовая ставка налога составляет 1,5% кадастровой стоимости, для участков под жильё — 0,01% кадастра. Повышение земельного налога можно будет частично компенсировать за счёт повышения стоимости 1 м2 жилья на территории "Морского фасада", в первую очередь — за счёт панорамных квартир, полагают в ЦО "Петербургская Недвижимость".
До сих пор стоимость жилья на намыве была почти вдвое ниже, чем в других новостройках Васильевского острова. Радикальное увеличение кадастровой стоимости и, как следствие, налоговой нагрузки — не первый шаг со стороны городских властей, направленный на повышение издержек "Терры Новы".
В конце прошлого года было объявлено, что застройщики возьмут на себя расходы по инженерной подготовке намывной территории. По экспертным оценкам, затраты могут составить $1,4 млрд.
Напомним, что участки под застройку на намывных территориях у "Терры Новы" приобрели турецкая Renaissance Construction, Seven Suns Development, "Лидер Групп" и "О’Кей". Летом прошлого года компания "Кортрос" Виктора Вексельберга отказалась от проекта строительства жилья на намыве.
Судебные перспективы
До сих пор, чтобы сэкономить на налогах, кадастровую оценку оспаривали в основном промышленные предприятия. В прошлом году от крупных землевладельцев было подано свыше 130 исков о пересмотре кадастровой стоимости. Из них только 15 дел были выиграны, 41 судебный процесс завершился мировым соглашением.
Осенью прошлого года в Петербурге были утверждены результаты новой кадастровой оценки, по которой сильнее всего, в среднем по городу на 33%, подорожали именно земли под жилищную застройку. С 2014 года результаты новой оценки применяются для исчисления земельного налога. Можно прогнозировать, что в этом году девелоперы с крупными земельными банками начнут обращаться в суд.

Москвичи подкинут сыра

Статья вышла в номере "ДП" 3972 от 15 января 2014 года. Автор — Александра Конфисахор.
Московская компания "Модуль" инвестирует 1 млрд рублей в завод по производству твёрдых сыров в Подпорожье мощностью переработки 250 т молока в сутки.
По сообщению правительства Ленобласти, первая очередь производства должна быть запущена до конца 2015 года. Объём инвестиций в строительство завода составит 1 млрд рублей. По информации "ДП", компания также построит несколько молочных ферм, чтобы использовать в производстве собственное сырьё, однако планирует закупать его у местных производителей и в Вологодской области.
По данным СПАРК, ООО "Модуль" зарегистрировано в 2012 году, его владельцами являются Светлана Гвоздева и Андрей Клименко. В компании подтвердили проект и заверили, что аналогичный опыт у них уже есть, отказавшись от более подробных комментариев.
В России твёрдые и полутвёрдые сыры производят около 500 предприятий. Основными игроками являются Valio, Friesland Campina, Arla Foods.
Эксперты говорят, что на десятку крупных участников рынка приходится почти половина всего рынка. По данным AGRORU.com, объём рынка в 2012 году составил 51,3 млрд рублей.
Сейчас рынок переживает непростые времена. По данным Росстата, в январе–августе 2013 года объём производства сыров и сырных продуктов сократился почти на 26 тыс. т. В феврале федеральные сети закупали основные сорта сыра по 160 рублей за 1 кг, а в октябре — уже по 215–220 рублей. Это связано с падением объёмов производства молока и ростом его закупочной цены. "Без своей сырьевой базы себестоимость продукции может достичь 250 рублей за 1 кг", — говорит президент компании "Невские сыры" Альберт Суфияров.
Оформить подписку на "Деловой Петербург" и читать архивные материалы можно здесь .