Скоростной спуск денег: сколько стоит катание на горных лыжах в Ленобласти

Автор фото: ТАСС

Горные лыжи — популярный, хотя и травмоопасный вид спорта. Экономия здесь может обернуться существенным ущербом для здоровья. "ДП" прикинул, к каким затратам следует готовиться желающим покорить снежные вершины.

В советские времена занятие двумя видами спорта фиксировали принадлежность персоны к элите — теннис и горные лыжи. Оба находились в СССР на полулегальном положении и больше считались развлечением для загнивающего Запада.
Теннис с тех пор приблизился к народу: если начинающий любитель не собирается покорять Уимблдон и "Ролан Гаррос", то за вполне умеренные деньги может пару раз в неделю погонять мячик на закрытом корте в Озерках или на Удельной.
А вот спуск на лыжах с гор по–прежнему во многом зависит от толщины портмоне спортсмена. Во сколько обойдётся это удовольствие и есть ли шанс сэкономить?
Да, горнолыжный спорт (от скоростного спуска до слалома) и в третьем десятилетии XXI века нельзя назвать очень доступным и дешёвым в России. Хотя кататься с гор начало большее количество людей, до той доступности, как в Австрии или Швейцарии, где, кажется, все дети рождаются в горнолыжных ботинках, дело вряд ли когда–нибудь дойдёт.
Что касается цен, то вспоминается случай из биографии миллионера Вандербильта. На пирсе нью–йоркского яхт–клуба к нему подошёл богатый с виду господин и заявил, что тоже хотел бы иметь яхту, и попросил рассказать, во сколько это может обойтись. Ответ был такой: "Если вы хотите посчитать, сколько это будет стоить, то яхта вам не нужна".
Приблизительно такого же тезиса следует придерживаться при возникновении желания точно подсчитать, сколько стоят занятия горнолыжным спортом даже на любительском уровне. Кто–то умудряется за 5–6 лет "прокатать" новую квартиру в Москве, так как предела тратам практически нет. Вопрос вкуса, а также обстоятельств — с кем вы будете ловить адреналин и как.
Но прикинуть размер вероятных трат всё же возможно. Начинать надо с экипировки.
Главное — это лыжи. Они подбираются под рост, вес и уровень катания. Длина лыж рассчитывается обычно по формуле: "минус 10–15 см от роста". Что касается веса, то чем он меньше, тем короче лыжи, и наоборот — на длинных лыжах с большим весом будет легче.
Новичкам подойдут лыжи для подготовленного спуска — трассовые или универсальные с небольшим радиусом (его задаёт боковой вырез на лыжах). Они предназначены для катания по пологим склонам в спокойном режиме. Но после освоения основной техники захочется большей скорости, а лыжи начального уровня не позволят ехать быстрее — придётся покупать новые.
Все лыжи имеют маркировку ширины из трёх цифр, где первое значение — ширина носовой части лыжи, вторая — ширина "талии" (самого узкого места в середине лыжи) и третья — ширина задней части. Универсальным моделям соответствует ширина 80–89 мм, спортивным скоростным — 60–79 мм.
Самая широкая "талия" у лыж для фрирайда (катания по неподготовленным склонам) — от 90 до 120 мм, что позволяет им не проваливаться в рыхлый снег.
Чаще всего в моделях для начинающих и для среднего уровня лыжи идут в комплекте с креплениями. Разброс цен очень широк — от 25 тыс. до 100 тыс. рублей и выше.

Нужен ли тренер

Второй важный элемент горнолыжной экипировки — ботинки. Сидеть они должны плотно и удобно. Но покупать "обувь" тоже нужно в зависимости от уровня катания.
Ему соответствует определённый индекс жёсткости (для начального уровня — от 60 до 80), чем он меньше, тем больше ботинок продвигается вперёд.
Вообще желательно подбирать обувь с экспертом в специализированном магазине, где вам измерят длину и ширину ноги, проведут анализ стопы и посоветуют несколько моделей, из которых можно выбрать максимально удобную и комфортную.
Стоимость ботинок варьируется в рамках очень широкого диапазона — от 15 тыс. до 150 тыс. рублей и выше. Здесь важно одно: если вам удобно, ничего не болит и нигде не давит, позволяя комфортно кататься целый день, — это хорошие ботинки, сколько бы они ни стоили.
Ну и третья составляющая — палки. Они, как и лыжи, подбираются под рост — для этого нужно взять палку, перевернуть её концом вверх, взять под кольцом (ограничитель, который не даёт палке проваливаться в снег) и согнуть руку в локте под углом 90 градусов. Между рукой и палкой также должен получиться прямой угол.
Карбоновые модели легче и дороже — они стоят около 15–25 тыс. рублей, алюминиевые на порядок дешевле — около 1,5–2 тыс., оптимальны для начинающих, но долго "не живут".
Без всех остальных ингредиентов горнолыжного спорта можно на первых порах обойтись. В любом гардеробе найдутся тёплые вещи, болоньевый костюм или комбинезон (или их можно взять на время у друзей).
А вот на тренере экономить нельзя. Научиться правильной технике по видеоурокам достаточно сложно и небезопасно — в этом главное отличие горных лыж от беговых.
Поэтому хотя бы на начальном этапе обучающий необходим. В Петербурге сейчас занятие с персональным тренером или инструктором стоит в среднем от 2 тыс. рублей за час (обычно берут на 2 часа — оптимальное время). Чтобы освоить азы техники — иначе спуск становится как минимум травмоопасным, — потребуется хотя бы десяток тренировок за зимний сезон.

Где можно покататься и сколько это стоит

Возникает резонный вопрос: а где оттачивать навыки? Понятно, что Альпы "чайнику" не нужны, начинать карьеру можно с горнолыжных курортов Ленинградской области. Благо их хватает.
"Красное озеро", "Золотая долина" и "Снежный" (все расположены в поселке Коробицыно, Приозерский район), "Игора" (54–й километр Приозерского шоссе), "Пухтолова гора" (Курортный район, посёлок Решетниково), "Туутари–парк" (Ломоносовский район, деревня Ретселя), "Охта–парк" (Всеволожский район, деревня Мистолово), "Северный склон" (Всеволожский район, посёлок Токсово).
И тут сразу стоит запомнить, что только сноубордеры ездят в метро в своей удобной обуви, нежно прижимая доску к соседу по вагону, — в горнолыжных ботинках общественным транспортом передвигаться нереально. Значит, в обязательном порядке требуется машина. То есть придётся отложить хотя бы тысячу рублей на бензин — самый ближний (и самый комфортный для начинающих) "Туутари–парк" находится в 40 км от южной точки Петербурга.
Цены на подъёмники в Ленобласти в среднем от 900 до 1300 рублей за час. То есть даже час катания для семьи из трёх человек — двух взрослых и подростка старше 12 лет — обойдётся минимум в 3 тыс. рублей.
Правда, чем на большее время вы покупаете ски–пасс (карточку, с помощью которой оплачивают подъёмник), тем дешевле он вам обходится. К примеру, шестичасовой "билет" на "Красном озере" стоит 2400. Есть ещё и ски–пассы, которые выдаются на определённое количество подъёмов.
А вот сезонные "проездные" в Ленобласти пока не прижились, хотя, к примеру, на сочинских курортах их можно приобрести за 36 тыс.
Стоит иметь в виду, что, если вы серьёзно "заболели" горными лыжами, через пару–тройку лет склоны Ленинградской области вам покажутся слишком скучными (а они действительно не соответствуют по длине трассы даже российским стандартам, не говоря уже о мировых). И потянет на Эльбрус или хотя бы в Хибины и Шерегеш. А ещё захочется покорить европейские вершины, как Суворов — Альпы.
А тур на неделю на двоих в Итальянские Альпы (если есть виза) в феврале стоит минимум 270 тыс. рублей, а в среднем — 340–360 тыс.
Одним словом, горные лыжи — это не совсем дёшево. Но всё–таки многие готовы платить за возможность побороть свой страх и спровоцировать выброс адреналина при практически свободном падении сверху вниз.