Поставили на счётчик: Смольный активизировал работу с должниками

Создание "чёрного списка" должников перед казной Петербурга задумывалось в качестве меры, направленной на повышение финансовой дисциплины компаний. На деле же реестр способен лишь воздействовать на малые предприятия, заинтересованные в работе с городом.

Мера воздействия на неплательщиков в виде публично доступного реестра (списка) должников перед бюджетом Петербурга была введена летом 2021 года. Тогда власти объясняли, что единая база поможет городу отключать недобросовестных арендаторов государственного имущества от предоставления налоговых льгот. Споры об обоснованности включения в список компаний и эффективности данной меры с тех пор не утихают.

В реестре должников даже крупнейшие банки

Изначально ответственным за ведение реестра был назначен комитет имущественных отношений (КИО), который формировал его из должников перед бюджетом по договорам аренды городских участков и объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов и пр. Через год ответственность за актуальность и наполнение списка взял на себя Комфин, расширив реестр дебиторов на все комитеты и районные администрации. В итоге реестр разросся, а на сайте комитета он выложен в таком виде, что без специальных ухищрений невозможно определить ни общее количество должников, ни сумму задолженности. На 1 сентября 2022 года до передачи из КИО в Комфин в списках значилось 7432 должника. "ДП" в Комфине рекомендовали обращаться к каждому администратору доходов (комитеты и администрации районов) индивидуально, так как сам комитет статистики долгов не ведёт.
В правительстве города создан специальный штаб по увеличению доходной базы бюджета. Его глава, вице–губернатор Алексей Корабельников, в конце декабря минувшего года отчитался, что благодаря деятельности штаба за год удалось сократить количество должников в реестре на 798 наименований (он не уточнил, физические это лица или юридические). По инициативе вице–губернатора был расширен принцип формирования реестра: теперь в него вносят не только из–за задолженности по неисполненным договорным обязательствам, но и по возмещению убытков, причинённых имуществу Петербурга, при условии, что это подтверждено судом. Примечательно, что в число должников, которым недоступны региональные налоговые льготы, попали компании и граждане с размером долга, который, по сути, может быть "техническим". Так, с задолженностью в 1 копейку в реестр внесены 12 физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 33 юрлица. Среди последних, например, дважды указано ликвидированное через присоединение к ПАО "Ростелеком" в 2013 году ОАО "Санкт–Петербургское кабельное телевидение", а также застройщики "РСТИ на Глухарской", АО "Возрождение Санкт–Петербурга". В каждой из компаний, отмеченных в реестре как неплательщики–должники, куда обратился за разъяснениями "ДП", искренне удивлялись самому факту наличия задолженности и попадания в список. Так, согласно данным Комфина как публикатора сведений, Сбербанк задолжал городу 18,5 млн рублей, ВТБ — 2,2 млн, банк "Санкт–Петербург" — 0,2 млн.
В пресс–службе "Сбера" сообщили, что банк систематически проводит работу по урегулированию взаиморасчётов с городом, не допуская задолженности. "Происхождение указанных в реестре данных нам неизвестно", — отметили в кредитной организации.
Схожей тональности придерживаются и в ВТБ: "По данным нашего учёта, у нас отсутствует такая задолженность. Для установления природы задолженности мы направили запрос в СПб ГКУ “Имущество Санкт–Петербурга” на предоставление актов сверки".
В банке "Санкт–Петербург" не ответили на запрос "ДП".
Не исключено, что в "Сбере" немного слукавили. Только за август–октябрь 2023 года в картотеке Арбитражного суда есть несколько дел между КИО и банком о взыскании задолженности. Исход споров разный, не по всем пройдены все инстанции.
В связи с этим возникает вопрос, почему неподтверждённая судами сумма задолженности вносится в реестр с присвоением плательщику "чёрной метки". Вероятно всё же, что крупная кредитная организация не будет отлучена от преференций города, если они ей понадобятся, в отличие, скажем, от рядового ИП. В должниках значатся и уже неработающие банки, причём в одном случае чиновники не вошли в реестр требований кредиторов этих организаций. Как уточнили в пресс–службе АСВ, в реестр требований к Военно–промышленному банку (лицензия отозвана в 2016 году) и "Советскому" (2018) требования города включены, а к Констанс–банку (31,8 млн) — нет.

Неплательщиков не наказать, можно лишь упомянуть

В реестре упомянуты и многие застройщики — участники инвестиционных проектов. Из–за специфики деятельности они больше рискуют оказаться в должниках: это "Концерн Л1" (28,7 млн), "Главстрой — специализированный застройщик" (117 млн), "Дальпитерстрой" (1,5 млрд) и "Балтпродком" (входит в группу компаний GloraХ, сумма — 1,66 млрд).
"У нашей компании нет информации о наличии каких–либо задолженностей перед городом, — заявили в пресс–службе “Главстрой Санкт–Петербург”. — Все необходимые платежи были выполнены в требуемые сроки. С нашей стороны направлен запрос в КИО для прояснения ситуации".
Зафиксированного и подтверждённого долга у GloraX нет. В компании пояснили, что по инвестиционному соглашению они ведут строительство школы на 550 мест на Петергофском шоссе. Из–за регулярных изменений в законодательстве процедура согласования документации существенно затянулась.
"Инвестором трижды перепроектирована школа, пройден Градсовет при правительстве города, в ходе корректировки проектной документации добавлены в состав школы два бассейна, — пояснили в GloraХ. — Учитывая временные затраты на перепроектирование, сроки реализации не были откорректированы в инвестиционном соглашении".
Для урегулирования ситуации КИО подал иск в адрес инвестора. В ходе судебного процесса компания не приостанавливала строительство, регулярно предоставляя отчёты о ходе работ. В рамках рассмотрения иска обсуждались варианты мирового соглашения, однако подобрать устраивающие обе стороны формулировки не удалось. В конце декабря решением Арбитражного суда Петербурга принято решение отказать в иске КИО. Вместе с тем инвестор продолжает строительство школы и планирует её завершить в сроки, оговорённые с руководством города. Таким образом, налицо ситуация, когда чиновники включают в реестр не только подтверждённую решением суда задолженность, но и непросуженную, то есть которую они посчитали сами. Как уточнили в КИО, и комитет, и подведомственное ему ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга" проводят мероприятия, направленные на сокращение и недопущение роста дебиторской задолженности. По итогам 2023 года комитет направил 2114 претензий на сумму свыше 2,3 млрд рублей. По неосновательному обогащению направлено 177 претензий на 1,2 млрд рублей (из которых в бюджет поступило 339 млн). По итогам досудебной работы с контрагентами погашение задолженности за прошлые годы составило 1,5 млрд рублей. ГКУ, в свою очередь, направило 6761 претензию на 3,3 млрд, дополнительно подготовив 1713 исков в суд.
Также в реестре появились и страховые компании, которые, судя по всему, оказывали городу услуги страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В реестр включены "РЕСО–гарантия" (22,6 тыс. рублей), "Ингосстрах" (12,9 тыс), "Росгосстрах" (2,8 тыс.). "О данной задолженности информации в филиале “Росгосстраха” в Петербурге и области не было. Также мы не получали со стороны ГКУ “Имущество Санкт–Петербурга” никаких уведомлений о ней, — рассказали в пресс–службе. — На данный момент нами отправлен запрос в эту организацию для разъяснения причины образовавшейся задолженности".
"Задолженность 12 997 рублей возникла по причине представления неактуальных банковских реквизитов со стороны Дирекции по организации дорожного движения Петербурга, — сообщили в пресс–службе “Ингосстраха”. — После представления реквизитов платёж был сразу же осуществлен 15.01.2024, задолженности не имеется. Возможно, ещё не обновилась информация в реестре".
В "Ренессанс страхование" уточнили, что задолженность (33 тыс. рублей) неактуальна и на 1 января 2024 года отсутствует. По всей видимости, нахождение компании в реестре вызвано тем, что на пятницу, 19 января, чиновники не обновили данные (реестр должен быть актуализирован каждый месяц, но текущая версия датирована только 1 декабря). При этом у ПАО "Россети Ленэнерго" на долге 57,3 млн рублей стоит отметка, что он погашен 29 декабря.
По сути, реестр существует просто для того, чтобы существовать. И наказывать малый бизнес, когда ему могут понадобиться льготы. Каких–либо инструментов влияния на должников город перед бюджетом не имеет — или не хочет их искать. Так, среди фигурантов "чёрного списка" есть и ООО "Корпорация РУАН" (46,7 млн). Его единственный учредитель также владеет ООО "БЦ Планер", которое сдаёт помещения в аренду Социальному фонду РФ по СПб (сумма последнего контракта превысила 30,8 млн). Примечательно, что город не гнушается включать в реестр и собственные компании. Так, АО "Петербургские аптеки" (КИО владеет 100% капитала) оказалось должно СПб ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга" (им же владеет КИО) 31,5 млн рублей. Это выглядит как непримиримая борьба с должниками даже внутри своего собственного коллектива, но, с другой стороны, банально показывает, что нарушать финансовую дисциплину без серьёзных последствий можно не только частному бизнесу.
Законом Петербурга № 81–11 от 14.07.1995 о налоговых льготах предусмотрено, что одним из обязательных условий для их применения является отсутствие информации о налогоплательщике в публичном реестре должников. Во исполнение данной нормы летом 2021 года правительство города утвердило порядок ведения публичного реестра должников. Учитывая, что льготы предоставляются конкретному налогоплательщику и имеют строго персонифицированный характер, указанный подход соблюдается и при формировании реестра. Соответственно, реестр не может являться полноценным источником информации для анализа задолженности перед бюджетом Петербурга. Если задолженность будет урегулирована в течение календарного года, следующего за налоговым периодом, то налогоплательщик вправе воспользоваться льготой. При несогласии со сведениями, опубликованными в реестре, должник вправе направить в исполнительный орган государственной власти, представивший сведения, обращение в письменной форме или форме электронного документа с приложением документов, обосновывающих такие возражения. Рассмотрение обращений физлиц и организаций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Светлана Енилина
председатель комитета финансов Петербурга
Полагаю, что значимость реестра для бизнеса с точки зрения влияния на репутацию незначительна. Большинство предпринимателей о нём не знают и ориентируются на другие публичные сведения при оценке контрагента. Предположу, что включение в него имеет значение, если контрагент в силу нормативных актов обязан проверять отсутствие или наличие сведений о потенциальном партнёре в таком реестре. И в таком случае ошибочное включение может повлечь урон деловой репутации. Если из–за такой ошибки сорвётся, например, заключение госконтракта или последует "массовое" расторжение деловых связей, то тогда иск о защите деловой репутации и взыскании компенсации может быть реализован. Верховный суд ещё в 2016 году разъяснил, что распространение ложной информации о наличии у юрлица значительных долгов наносит ущерб его деловой репутации. Материальные и временные затраты по подобному спору зависят от ряда факторов, но вряд ли это будет быстро. Например, не исключено, что для подтверждения размера компенсации (убытков) потребуется экспертное мнение специалиста.Только держатель реестра, скорее всего, может оценить его эффективность как инструмента снижения дебиторской задолженности перед бюджетом, но не исключаю, что эффект есть.
Татьяна Грушко
директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business
Сам факт попадания в подобный реестр может нанести репутационный ущерб даже при небольшой задолженности или в случае подтверждения готовности погашения в обозримой перспективе. Именно поэтому для соблюдения баланса между исполнением обязательств и репутационными рисками целесообразно включать в реестр компании с объёмом задолженности свыше 50 тыс. рублей (например, сейчас в реестре зафиксировано порядка 400 юрлиц с задолженностью на сумму менее 1 тыс. рублей, в том числе десятки компаний с величиной долга до 1 рубля). Кроме того, компанию–должника стоит включать в реестр только после исчерпания всех установленных нормами права процедур взыскания задолженности.
Дмитрий Панов
председатель профильной комиссии по инвестициям ЗакСа Санкт–Петербурга
Будем честными, методически при проверке благонадёжности контрагента в первую очередь смотрят на то, как он исполняет свои обязательства перед клиентами и поставщиками. Взаимоотношения с бюджетом смотрят во вторую очередь — и то если такие суммы критичны и могут поставить под риск исполнение обязательств перед контрагентами. В первую очередь проверяют на долги перед ФНС, так как у них наиболее серьёзные инструменты "давления". Подобные комфиновскому реестры тоже бывают полезны как дополнительная характеристика: если с контрагентами всё хорошо, но компания не исполняет обязательства перед бюджетом, значит, у неё уже начались какие–то проблемы. Конечно, такой реестр не способен закрыть потребности в проверке контрагентов и оценке их благонадёжности в полном объёме, так как критериев оценки рисков намного больше, чем просто взаимоотношения с бюджетом. Но быть вспомогательным инструментом на данной конкретной территории может, если о его существовании знать.
Антон Яковлев
эксперт "СКБ Контур" по экономической безопасности