Прибыль и коммуникации: как цифровые решения помогают бизнесу расти

Автор фото: Freepik.com

Цифровизация бизнеса сегодня под пристальным вниманием: от её уровня во всех сегментах зависит скорость социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и всей страны. "Дорого" — уже не актуальная отговорка со стороны МСБ. Появляется всё больше решений, позволяющих оптимизировать переход на "цифру": как в части экономии ресурсов, так и в вопросе обеспечения киберзащиты.

Данные исследований подтверждают, что интенсивность цифровизации бизнеса в России растёт. Компании наращивают аппетиты в части новых технологий, и процесс заметно активизировался во многих отраслях ещё до пандемии, отмечают эксперты.
Как показал наш "Мониторинг цифровой трансформации бизнеса", самые популярные цифровые технологии используются в бизнесе уже более 3 лет — это системы автоматизации бизнес-процессов (62% начали использовать до 2020 года), компьютерный инжиниринг (38%), Интернет вещей (24%). После 2020 года бизнес расширил спектр используемых цифровых решений. Так, порядка 10% опрошенных компаний стали пользоваться цифровыми платформами, большими данными и искусственным интеллектом", — рассказала "ДП" директор центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова.
Подробные результаты мониторинга цифровой трансформации бизнеса только готовятся к публикации — они сформированы на основе исследования среди более чем 4 тыс. организаций 28 видов экономической деятельности, проведённого в июне–июле 2023 года Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Исследование показало, что даже те организации, которые не пользуются цифровыми технологиями сейчас, планируют внедрять их в свою деятельность в ближайшие три года, поделилась данными Гульнара Абдрахманова. "В лидерах по планам использования сейчас находятся технологии искусственного интеллекта (77% компаний, пока не использующих цифровые технологии, планируют внедрить искусственный интеллект до 2025 года), технологии больших данных (68%), а также цифровые двойники (64%)", — уточнила она.
Цифровизация сегодня затрагивает самые различные бизнес-процессы. Самым популярным направлением выступает администрирование, показывает исследование. "Две трети (66%) обследованных организаций уже перешли на "цифровое" ведение бухгалтерии, финансовой отчётности, кадрового учёта и т. д.", — говорит Гульнара Абдрахманова.
Такая активность компаний в части цифрового перехода объясняется не только и даже не столько "требованиями времени": бизнес ожидает вполне конкретных позитивных изменений и выгод.
Автор: Freepik.com

Нужен результат

"Цифровая трансформация может быть вызвана рядом причин. Это или оптимизация каких-либо процессов за счёт использования новых технологий, что ведёт к сокращению сроков, или она может быть продиктована необходимостью внедрения нового сервиса, продукта, системы для самой компании. И то, и другое, как правило, делается с целью повышения прибыли организации", — уверен руководитель отдела предпродажной поддержки в "Лаборатории Касперского" Евгений Бударин.
Однако такой переход не ограничивается только автоматизацией отдельных процессов, он направлен на улучшение многих бизнес-моделей, замечает управляющий партнёр агентства цифрового аудита SDI360 Павел Мянник. "Внедрение цифровых технологий усиливает положение компании на рынке в сравнении с конкурентами, позволяет оптимизировать digital-стратегии и бизнес-процессы по различным направлениям: веб-разработка, маркетинг, SEO, PR и другим, способствует снижению операционных затрат, помогает повышать продажи и улучшать показатели за счёт использования новых digital-инструментов и внедрения инновационных подходов. Компании могут получать объёмные данные для анализа и предоставлять персонализированные услуги, усилить позиционирование компании, улучшить взаимоотношения с клиентами и подрядчиками", — перечисляет эксперт.
Конкретным примером поделился генеральный директор ООО "ПУСК" (часть "ВТБ Инфраструктурный Холдинг") Кирилл Зуев. "Процесс цифровизации для нашей компании в первую очередь направлен на снижение трудозатрат и оптимизации рабочего времени, создание единой цифровой среды для всех участников бизнес-процессов. Это помогает повысить и качество работы, и её скорость". Собеседник "ДП" напомнил, что "Цифровая трансформация" в 2020 году призвана национальной целью России — в связи с чем является объективной необходимостью для ключевых компаний разных отраслей.
В наше время доступность информации и её качество — решающие факторы для удержания клиентов. Кроме того, от качества информации напрямую зависит качество принятия управленческих решений. Получить более качественную информацию помогает цифровизация. На сегодня это один из важных элементов развития бизнеса", — добавляет Кирилл Зуев.
Однако не стоит забывать и о возможных сложностях, с которыми сопряжена такая трансформация. "Если мы говорим о цифровизации с точки зрения кибербезопасности, здесь важно учитывать, что внедрение сервиса любой направленности влечёт за собой риски возникновения новых векторов атак, которые могут использовать злоумышленники, — говорит Евгений Бударин. — Поэтому интеграция любых цифровых сервисов и инструментов должна быть сопряжена с процессом обеспечения их киберзащиты и организации в целом".
Кроме того, нужны стратегия и понимание целей цифрового перехода, который должен осуществляться исходя из реальных потребностей компании, добавляет Павел Мянник. К распространённым ошибкам бизнеса, начинающего движение по "цифровым рельсам", он также относит отсутствие критериев и ориентиров.
Автор: Freepik.com

Омниканальный финтех

Если говорить о лидирующих в направлении цифровой трансформации отраслях, то одна из ведущих ролей здесь у финансового сектора. "И это касается не просто использования цифровых технологий — в финансах они довольно давно в ходу. Финсектор наиболее системно подходит к цифровизации", — отмечает Гульнара Абдрахманова.
Так, в этом году появилась информация о запуске новой цифровой платформы, где собраны наиболее востребованные малым и средним бизнесом продукты двух банков — ВТБ и "Открытие". Сообщается, что проект создан с целью перевести в цифру и упростить процессы в компаниях среднего и малого бизнеса. Бизнес Платформа ВТБ доступна клиентам обоих банков и новым пользователям. Переход для предприятий, которые обслуживаются в "Открытии", максимально упрощён — для этого во всех каналах дистанционного обслуживания (ДБО) реализован полностью цифровой и бесшовный путь. После принятия приглашения к переходу и условий обслуживания в ВТБ клиентам "Открытия" в онлайне открываются счета, а все шаблоны и настройки переносятся на Бизнес Платформу.
В пресс-службе ВТБ рассказали, что одним из преимуществ платформы является использование исключительно российских IT-решений, что нивелирует различного рода риски. Не в последнюю очередь это касается как раз вопроса кибербезопасности: защиты персональных данных и безопасности финансовых операций. Применены актуальные технологии шифрования и метод многофакторной аутентификации. Что касается вопроса стабильности, используются современные фреймворки и собственные разработки.
"Платформа представлена интернет-банком, его адаптивной версией и мобильным приложением, доступном на Android и iOS. Благодаря реализованному принципу омниканальности без повторного ввода данных пользователь может взаимодействовать с банком, переключаясь между устройствами. За счёт микросервисной архитектуры также реализована задача по стабильности и отказоустойчивости сервисов. Благодаря распределению нагрузки между микросервисами удалось сократить среднее время выполнения запросов в приложении до 0,2–0,4 сек. Кроме того, клиентам теперь доступны опыт и профессиональная экспертиза команд сразу двух банков", — поделились деталями в пресс-службе ВТБ.
Что касается продуктов и сервисов, на данном этапе определено более 80 решений, наиболее востребованных в сегментах малого и среднего бизнеса. То есть реализован принцип "единого окна". Так, с помощью сервиса "Мультибанк" можно управлять счетами в разных банках. Причём в фокусе внимания оказались не только финансовые инструменты, такие как РКО, кредиты, депозиты, инструменты для приёма платежей и ведения международной торговли. Предусмотрен набор продуктов, которые позволяют комплексно решать задачи и облегчить работу компаний по всем аспектам деятельности: от регистрации бизнеса и выпуска квалифицированной электронной подписи — до ведения бухгалтерии, документооборота и юридической поддержки. Есть и услуги, ориентированные на сотрудников предприятий, — страхование здоровья, телемедицина, корпоративный психолог. Всего на платформе предпринимателям доступно более 30 сервисов для решения тех или иных задач.
Таким образом финансовые организации включаются в процесс помощи бизнесу на пути цифровизации.

Равнение на лидеров

Если рассматривать конкретные шаги, которые предпринимают игроки отрасли, интересно посмотреть на "общий план" по цифровизации для бизнеса. Так, по данным SDI360, за последние 3 года 57% банков провели глобальное обновление сайтов — теперь в большинстве случаев продуктовые страницы отвечают современным тенденциям дизайна. Усилилась значимость чат-ботов как канала связи с банком: 27% реализовали чат-бот на сайте, 15% — в Telegram. Возросла роль мессенджеров: 47% организаций используют их на сайте, 25% в Telegram. Что касается перехода на API и использования маркетплейсов в качестве одного из основных источников новых клиентов — это один из долгоиграющих трендов в банковском секторе, отмечает Павел Мянник.
В 2023 банки активнее развивают контент-маркетинг: 90% ведут блоги, 27% — полноценные бренд-медиа, — продолжает перечислять эксперт. — Цифровизация подразумевает оперативную адаптацию к новым реалиям. В России изменился ландшафт соцсетей. Самой популярной платформой у банков стала VK — контент выкладывают 83% компаний. В связи с ограничительными мерами появились собственные магазины приложений. Самый популярный — RuStore, им пользуются 57% банков, NashStore — 33%, RuMarket — лишь 15%. Удалённую биометрическую идентификацию (ЕБС) для оформления новых клиентов стали применять 50% исследуемых банков".
Если же говорить про бизнес-сообщество в целом, сегодня довольно популярен формат, когда цифровой переход осуществляется по оптимальному пути — и продукты предоставляются по сервисной модели. В "Лаборатории Касперского" приводят в пример облачные решения и SaaS (Software-as-a-service): безопасность в данном случае отдана на аутсорсинг. "Это даёт возможность эффективно использовать трудозатраты квалифицированного персонала для внедрения и обслуживания и обойтись без найма новых сотрудников или обучения штатных специалистов", — говорит Евгений Бударин.
Поэтому у бизнеса сегодня много возможностей для плавной цифровой трансформации или более скоростной — в зависимости от выбранной стратегии перехода.