В Петербурге выросла популярность секонд–хендов и комиссионных

Автор фото: lepta.info

Часть контейнеров для сбора ненужной одежды переместилась с привычных мест. Меж тем спрос на бывшие в употреблении вещи, наоборот, увеличивается — популярность секонд–хендов и комиссионных растёт.

Cпрос на вторичном рынке одежды продолжает расти. Представители секонд–хендов и комиссионных магазинов отмечают, что покупателей стало больше. При этом изменился портрет среднего покупателя. Также у петербуржцев возникла большая потребность в правильной утилизации ненужных вещей.

Куда внести лепту?

Последние несколько месяцев горожане, которые регулярно относили старые вещи в контейнеры благотворительного фонда "Лепта", стали замечать пропажу ящиков с привычных мест — остановок общественного транспорта. Дело в том, что у организации истекают сроки разрешений от комитета имущественных отношений (КИО) Санкт–Петербурга. Всего у фонда около 300 контейнеров, и все они находились на городских территориях. Перемещение ящиков на новые точки планируется завершить к концу года.
"Разрешение не стали продлевать, потому что юридически не определён статус контейнеров. Уличный ящик для сбора одежды не подпадает под понятие ни контейнера для пожертвований, ни малой архитектурной формы. Выходит, законы не успевают за реальным положением дел, ведь контейнеры существуют давно, люди уже привыкли сдавать ненужные вещи", — объяснила корреспонденту "ДП" директор благотворительного фонда "Лепта" Екатерина Максимова.
Теперь фонд планирует интегрировать точки сбора в разные городские пространства. Активно принимаются электронные заявки горожан на установку контейнеров на придомовых территориях. Проблема заключается в том, что не все люди станут целенаправленно идти дальше привычного маршрута, чтобы сдать вещи.
"По нашей статистике, контейнеры возле остановок обеспечивали высокий сбор. Но идти, условно, дальше на две остановки люди уже не готовы. Мы получали сообщения от горожан, которые, не находя ящик на привычном месте, просто оставляли вещи у ближайших мусорных площадок", — делится Екатерина Максимова.
Сейчас управляющие компании больше идут навстречу подобным предложениям, чтобы создать дополнительные благоприятные условия для жильцов. Размещение благотворительного контейнера возле дома оказывается выгоднее, чем установка урн для раздельного сбора мусора. Также есть запрос на размещение от нескольких бизнес–центров и одного вуза — Санкт–Петербургской академии художеств им. Репина.
В период вынужденного снятия части контейнеров из общедоступной инфраструктуры общий объём сдаваемых вещей уменьшился пропорционально количеству убранных контейнеров. Это сказалось на секонд–хендах "Лепты". По словам Дмитрия Карлина, коммерческого директора "Лаборатории рециклинга" и основного партнёра фонда по переработке текстиля, сейчас магазины работают на запасах, сделанных ранее.
"В месяц мы собираем 200 тонн одежды, в год — порядка 2 тыс. тонн. 10% — мусор, а 90% — та одежда, которую можно пустить на второй круг. Частично раздаём вещи через наши благотворительные магазины и по заявками от некоммерческих организаций. Часть отправляется в магазины, и приблизительно 20% уходит на ветошь — это вещи из хлопка и льна, которые невозможно носить", — говорит Максимова.
В сети благотворительных магазинов "Спасибо!" рассказали, что их контейнерам переезд не угрожает: организация изначально создала иную политику размещения. Ящики для сбора устанавливаются в популярных местах с высокой проходимостью — в торговых центрах и других точках, где есть хозяева. Например, контейнеры есть на территории магазинов сети гипермаркетов "Лента", торговых комплексов холдинговой компании "Адамант", отдельных торговых центров Fort Group и культурного центра "Севкабель Порт". Также "Спасибо!" договаривается с ретейлом о размещении контейнеров с определённой программой лояльности в магазинах. Ящики стояли в магазинах Sela и до сих пор есть в детских магазинах Acoola.
Такая практика набирает популярность. Недавно сервис по сбору ненужных вещей "Зелёная капля" установил на территории петербургских супермаркетов "Перекрёсток" 10 контейнеров. До конца года в магазинах должно появиться ещё столько же.
Более востребованной становится услуга вывоза вещей из дома, которую в "Спасибо!" запустили в период самоизоляции. Сейчас вещи, собранные вывозом из дома, составляют примерно 10–15% от общего объёма. Но ведущим инструментом сбора всё равно остаются контейнеры.

Быстрая мода

При этом популярность секонд–хендов продолжает расти. По словам руководителя петербургской сети магазинов "1000 брендов" Дмитрия Симонова, относительно прошлого года спрос увеличился приблизительно на 20%.
Дмитрий Карлин отмечает, что в магазинах "Лепты" показательных изменений в спросе нет, но есть прирост базы покупателей в среднем на 3% в месяц.
"Наблюдается странная тенденция: в один момент секонд–хендов стало меньше, а сейчас активно открываются новые. Большинство магазинов имеют дело с иностранным товаром, и рост курса, безусловно, повлиял на их работу. Секонд–хендов, которые работают на российских сборках, встречается не так много, и качество ассортимента там ниже среднего. Хотя санкции на товары секонд–хендов не распространяются, закупаться у европейских поставщиков стало дороже. Некоторые не выстояли и просто закрылись",— уточняет он.
Увеличение спроса отмечают и в "Спасибо!". В сети считают, что это связано с тем, что сформировалось поколение, готовое спокойно относиться к б/у вещам. Также влияет сокращение доходов населения и экологическая повестка.
Екатерина Максимова добавляет, что одежда массово становится ненужной из–за влияния fast fashion. "Десять лет назад Zara выпускала шесть коллекций в год, а сейчас порядка двадцати, при условии, что у нас только четыре сезона. Примеру бренда следуют и остальные. Поэтому люди привыкли, что мода быстро устаревает", — поясняет эксперт.
Дмитрий Симонов уточняет, что потребительский интерес к секонд–хендам растёт ещё и потому, что они могут предложить оригинальные вещи брендов, которые ушли с рынка России.
Кроме того, нередко в секонд–хенды попадают новые товары. Около 15% вещей в "Спасибо!" могут быть неиспользованными. Эта часть сбора включает вещи, пожертвованные горожанами, и старые коллекции ретейлеров, с которыми сотрудничает сеть.

Наследие карантина

В городе становится больше и комиссионных магазинов. По словам владелицы комиссионного бутика Best Resale Жанны Сильченко, перепродажа дизайнерской одежды, обуви и аксессуаров растёт в 21 раз быстрее, чем рынок новой одежды.
Это подтверждают в комиссионном бутике Fatcatshop. "После локдауна комиссионных магазинов стало значительно больше. Перепродажа б /у одежды оказалась наиболее лёгким бизнесом для молодёжи. Можно заметить, что чаще комиссионки стали открывать люди до 30 лет. К тому же ресейл обрёл особую ценность в период карантина, когда люди начали разбирать шкафы с ненужной одеждой", — отметили там.
Если раньше рынок рос за счёт стремления клиентов покупать редкости, то сейчас комиссионные магазины — это один из самых доступных способов пополнить гардероб тяжёлым люксом. Однако параллельно с выросшим спросом падает клиентское предложение.
"Проблемы с покупкой новых вещей известных брендов, ушедших из России, и стабильное подорожание существенно изменили взгляды продавцов на сбыт своих вещей. Теперь они не спешат расставаться с ними. Людям нужно время, чтобы оценить ситуацию, сориентироваться в ценах и понять, смогут ли они в ближайшее время покупать новые вещи", — заключает Жанна Сильченко.