"Люди на нервах": борьба за замороженные на Западе активы накалилась

Мошенники стали активно предлагать разблокировку замороженных ценных бумаг
Автор фото: Антон Ваганов / "ДП"
Автор фото: Антон Ваганов / "ДП"

Банк России предупредил российских инвесторов, что разблокировку замороженных ценных бумаг за деньги часто предлагают мошенники.

Атаки интернет–мошенников (скамеров) ведутся через соцсети, мессенджеры и даже почтовые рассылки. "Под видом компаний, которые предоставляют такие услуги, мошенники просят перевести на свой счёт сумму, равную стоимости замороженных активов. Людям обещают, что эти деньги они получат на свой банковский счёт в двойном размере", — уточняет ЦБ.
Надо отметить, что разблокировку ценных бумаг, причём не только до суммы 100 тыс. рублей, обозначенной в указе № 665 президента РФ Владимира Путина, сегодня предлагают и многие честно работающие российские брокеры, а также юридические компании. Правда, дело это очень хлопотное и небыстрое. "С похожим предложением к своим клиентам обращаются и абсолютно легальные, оперирующие внушительными суммами российские брокерские компании, — рассказывает аналитик ГК ZERICH Александр Тимофеев. — Звучит приблизительно так: переведи нам стоимость активов, а мы создадим структурный продукт, который объединит замороженные и новые активы".
Вопрос стоит очень остро. Ещё в конце 2022 года директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова оценивала объём заблокированных из–за санкций активов соотечественников в 5,7 трлн рублей. Доля розничных инвесторов в этой сумме — около 20%, то есть больше триллиона рублей. "У некоторых людей заблокировали десятки миллионов рублей. И понятно, что люди на нервах, переживают и готовы многое предпринимать для разблокировки активов", — рассуждает автор телеграм–канала Granite Trade Степан Торопов.
В то же время определённый "возвратный" поток активов из Европы в Россию существует. Иногда состоятельные россияне правдами и неправдами добиваются освобождения собственных ценных бумаг, иногда меняют бумаги компаний из недружественных юрисдикций на российские, но зависшие там. Например, мощное движение денег связано с так называемыми квазироссийскими ценными бумагами. Напомним: после начала СВО проживающие за границей инвесторы, держатели российских ценных бумаг, стали распродавать депозитарные расписки и акции российских компаний на зарубежных биржах с внушительным дисконтом. Теперь те же российские компании с разной степенью энтузиазма проводят редомициляцию из иностранных юрисдикций в Россию или, допустим, в Казахстан.
Сейчас по этому вектору в центре внимания брокерского сообщества оказались ещё не успевшие вернуться в страну бумаги "Яндекса", Х5, "Озона". Масла в огонь подлило прошедшее 15 января внеочередное собрание акционеров "Тинькофф" (TCS Group), на котором предсказуемо был одобрен переезд в Россию.

Инфоповоды провоцируют злоумышленников

Специализирующаяся на разблокировке юркомпания NSP опубликовала в телеграм–канале актуальные, с её точки зрения, механизмы (см. таблицу). Судя по этому списку, брокеры и юристы движутся разными путями, создавая разнообразные сложные маршруты, запутаться в которых легко даже квалифицированному инвестору. Такая активность буквально провоцирует злоумышленников подать и собственный голос, маскируясь под российских и глобальных игроков. Авось удастся откусить от пирога.
"Любят под “Тинькофф” маскироваться, рассылая с фейковых почт предложения по заработку, любят под “Газпром”, Сбербанк — упирая на некие выплаты, хотя по факту просто воруют данные карт людей. Так что это тоже массовое явление", — перечисляет Степан Торопов.
"Мошенники всегда умело использовали новостную повестку, — комментирует директор Национальной ассоциации специалистов финансового планирования Андрей Паранич. — Появление новых купюр, слухи про деноминацию, блокировка бумаг и любые другие события становятся основой для разработки новых мошеннических схем". Причина этого, по словам эксперта, банальна — во–первых, используя новые поводы, мошенники имеют возможность "зацепить" новый круг потенциальных жертв, а во–вторых, старые схемы перестают работать, поскольку становятся известны широкому кругу людей. Очевидно, что, для того чтобы мошенники начали использовать повод, новость должна затрагивать достаточно большое количество людей, как это и произошло при блокировке зарубежных активов. "В частности, объявления про помощь в разблокировке бумаг, заблокированных после попадания СПБ Биржи в санкционный лист, появились почти сразу после события", — констатирует глава ассоциации.

Трансграничные отношения выходят из–под контроля

Следующий важный ракурс ситуации заключается в том, что ЦБ сейчас не особо–то и способен противопоставить мошенникам какие–то здравые решения. Впрочем, мошенники с этой точки зрения — дело десятое, просто путаются под ногами. Гораздо важнее, что частично российское брокерское сообщество вышло из–под контроля ЦБ, открыв в чужих юрисдикциях "грибницы" дочерних компаний. Делалось это с прицелом на работу в том числе и по разблокировке. Но в итоге оказалось, что без такой не особо перспективной работы можно обойтись, элементарно зарабатывая на обслуживании массово хлынувших за границу соотечественников. "Проблема в том, что сегодня любая успешная европейская финансовая компания, та же Freedom Finance Europe, на обращение клиента за разблокировкой пояснит: разблокировка — действие разовое и комиссионные будут заплачены один раз. Но если есть другой бизнес (кроме разблокировок), то Euroclear и Clearstream найдут возможность припомнить", — рассуждает Александр Тимофеев.
По его мнению, теперь Банк России пытается самоустраниться, сначала сделав всё, чтобы крупные российские брокеры открывали самостоятельные юрлица за рубежом и не очень об этом распространялись. Если бы такого не произошло, у ЦБ сохранялся бы механизм контроля, но получается, что регулятор сам у себя эту возможность отнял. А добился ЦБ только того, что европейским "дочкам" российских брокеров совершенно не нужна история с разблокировкой. Один раз заработать комиссию в 2% и подставиться перед европейскими и американским регуляторами никому не хочется.
Получается, что Банк России своими же руками связал российских "физиков", потому что для разблокировки нужен европейский партнёр. "И теперь любой россиянин пребывает в зоне рисков, — считает Александр Тимофеев. — Конечно, крупные частные инвесторы всяко найдут нормальные каналы разблокировки. Но у нас же ещё есть тысячи некрупных инвесторов — и это удобная кормовая база для жуликов на фоне неопределённости".

Богатая история околобиржевого мошенничества

Мошенники на ровном месте не появляются. Нынешняя "разблокировочная" волна попыток обмана является далеко не первой в сфере биржевых операций. С той особенностью, что на фондовом рынке (поскольку требуется определённый багаж знаний) жулики преимущественно работают годами.
Если отмести доисторические МММ, "Дока–Хлеб", АВВА и прочие пустышки, то следующим этапом становления профессионального российского финансового мошенничества можно назвать историю с рынком Форекс. На горизонте 2010–2015 годов отечественный интернет наводнили сайты форекс–компаний. Профильный для рынка закон № 460 был подписан президентом РФ только в конце 2014 года.
ЦБ боролся с нелегалами как мог. Так, по итогам 2017 года регулятор отправил в прокуратуру сведения по 129 сайтам нелегальных форекс–дилеров для блокировки, прежде аккредитовав парочку самых добросовестных. В середине следующего года было создано СРО "Ассоциация форекс–дилеров" (АФД), чтобы приглядывать за рынком. Но длительное время число членов СРО не выходило за десятку, и на максимуме число их клиентов–физлиц измерялось десятками тысяч. Тогда как в это же время число российских клиентов нелегальных форекс–компаний было близко к 400 тыс. В конце концов Банк России заподозрил, что аккредитованные игроки просто перенаправляют своим неаккредитованным филиалам клиентские потоки, и разом отозвал несколько лицензий. Сейчас в СРО всего два члена.
Стоит отметить, что далеко не все нелегальные форекс–компании, даже вызвавшие контрдействия ЦБ, занимались откровенным мошенничеством. Они просто работали по более рисковым моделям инвестирования, и доля граждан, получавших через них доход, а не убытки, оценивалась менее чем в 10%.
Параллельно форекс–нашествию на рынке появлялась масса псевдокомпаний (да и сейчас появляется), называющих себя брокерами и предлагающих инвестировать в самые разные активы. Обычно это "пирамиды", и главный критерий — отсутствие лицензии ЦБ, второй критерий — обещание сверхдохода, третий — непрозрачность: секреты высокой доходности обычно не разглашаются.
С таким "бизнесом" сражается управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин. По его оценкам, ежегодный ущерб россиянам от таких сервисов составляет не менее 100 млрд рублей.
"Мошенники не идиоты. Каждый раз придумывают что–то новое. В эволюции их основная сила. Пользуются несовершенством законодательства. Есть пограничные места — и появляется возможность проникнуть через лазейку", — комментирует эксперт вопрос, почему власти никак не могут пресечь подобное безобразие.
Наконец, поступательно начавшись в 2022 году, в полную силу на российском фондовом рынке к середине лета 2023–го развернулась афера с негативными отзывами. Пользуясь тем, что интернет наводнили "отзовики", то есть сайты, где граждане могут написать отзыв на любую компанию или услугу, не особо утруждаясь доказательствами, злоумышленники заполнили онлайн негативными отзывами как на чужих отзовиках, так и на своих. В прицеле разные бизнесы, в том числе (и в значительной мере) и игроки финансового сектора. Цель — получить отступные за снятие такого отзыва.
Исторический экскурс наводит на мысль, что и форекс–нелегалы, и строители финансовых пирамид, и шантажисты являются одними и теми же людьми, кормящимися от онлайн–мошенничества не первый десяток лет. "Мошенники не гнушаются использовать разные схемы, так что это вполне возможно", — считает Степан Торопов.
"Злоумышленники могут одновременно использовать несколько схем получения денег от своих жертв, — полагает Андрей Паранич. — Однако стоит отметить, что шантаж добросовестных профучастников негативными отзывами — это схема с другим набором инструментов. Другая технология, если можно так выразиться. Гораздо логичнее предположить, что на теме разблокировки будут паразитировать те мошенники, которые до этого обещали вернуть средства гражданам, пострадавшим от финансовых пирамид".
Конкретно по мошенникам можно с уверенностью говорить, что это те же самые люди, которые ранее обильно засоряли интернет–пространство негативными отзывами по многим профучастникам и требовали мзду за снятие отзыва. Такое "нашествие" достаточно ярко наблюдалось в первой половине минувшего года. А до этого названные тролли наживались на наивности граждан, попавших в ловушку нелегальных форекс–брокеров. Это общий принцип надувательской работы с физлицами, по классике: "Вас кинул форекс–брокер, мы поможем вам деньги вернуть. Только чуть доплатите…" В общем, никакой разницы. Только теперь вместо форекс–брокера оказался Euroclear. Жульё переключилось на новую схему, да с таким размахом, что даже обратило на себя гневный взор ЦБ.
Игорь Юров
аналитик Mind Мoney
Тема "народной" критики косвенно поддерживается государством, поскольку демонстрирует социальную лояльность и при этом обходится бесплатно. Соответственно, гражданам позволяется в отзывах немножко "похулиганить". Таким образом, регуляторы невольно взрастили индустрию различных отзовиков, то есть интернет–ресурсов, где любое физлицо может разместить отзыв на услугу, не особо подкрепляя своё мнение фактами. И до поры никто не обращал внимания, что эти отзовики портят жизнь вполне себе добросовестным участникам рынка. А теперь, когда интернет–шантажисты, поистрепав прежние схемы, взялись за частных инвесторов, ЦБ, традиционно любящий физлиц защищать, вдруг обратил внимание на непотребство.
Сергей Кирюшатов
эксперт компании "Финансовый брокер"