Быть двигателем экономики: конгрессно-выставочная отрасль нацелена на рекорды

Автор фото: Сергей Ермохин

Какие трансформации ждут конгрессно-выставочную сферу в 2024-м, "ДП" рассказал генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.

Каковы основные векторы развития отрасли в текущем году?
— Если говорить о перспективах, то растут объёмы — и по участникам, и по посетителям; появляются новые форматы, такие как конкурсы профессионального мастерства, корпоративные форумы, различные мероприятия b2c-направленности. В этой ситуации главное, чтобы не возникло "горной болезни": когда на подъёме без внимания останутся вызовы, идущие параллельно.
Во–первых, меняются уровень и культура потребления. Появилось много новых инструментов продвижения онлайн. Здесь важно осознавать свою специфику и уникальность. Наша ниша не уменьшается, но сильно трансформируется: чем больше информации уходит в интернет, тем больше необходимо средств идентификации, структуризации, а главное — верификации. Которыми и являются площадки для офлайн–общения. Бизнес требует от нас новых компетенций: надо дать контент по рынку и оценить, какую пользу принесёт участие в конкретном мероприятии, — предложить соответствующие форматы.
Второй тренд — новые международные кооперации. Необходимы новая география участников и институты координации. Поэтому создание международного MICE-консорциума — важная история.
Также продолжим работу по приданию индустрии собственно отраслевого статуса. Мы настаиваем на том, чтобы появился отдельный закон о конгрессно-выставочной деятельности. Это даст наличие развёрнутой статистики, специализированной инфраструктуры, перечень стандартов — в том числе в части образовательных программ для подготовки специалистов. И главный пункт — производство уникального продукта. А это "живое общение" в массовых, промышленных масштабах. И в бизнесе, и в политике, и в науке, и так далее. Наш продукт позволяет формировать целые компетенции и сферы деятельности.
Этот тренд нарастает: конгрессно-выставочная отрасль всё больше будет не просто зеркалить и отражать, она станет создавать новое, выступать двигателем экономики.
Сергей Воронков, генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок
Какую роль в этом сыграет деловой туризм?
— Этот сегмент является драйвером индустрии. При этом генерирует 40% дохода всей сферы гостеприимства, хотя занимает лишь 20% в общей структуре. Деловой туризм — это низкий сезон, туристическая инфраструктура города позволяет увеличить его долю до 50%, а доходность — до 80%. Нужно лишь проводить больше крупных и специализированных мероприятий по всем ключевым компетенциям территории.
Какие события 2024 года определят будущее отрасли?
— В 2024 году мощнейшее влияние, в том числе и на нашу отрасль, будут оказывать политические процессы. Ключевым событием года в конгрессно-выставочной сфере будет октябрьский саммит БРИКС в Казани. Нынешний БРИКС — это почти половина населения Земли и примерно 50% совокупного мирового ВВП. Сформирован новый центр силы. И Россия будет в авангарде построения нового мирового порядка.
В 2023 году рост на 20% и более продемонстрировали промышленные и энергетические выставки. В 2024–м продолжится положительная динамика. Петербургский международный газовый форум, "Российский промышленник", Российский международный энергетический форум и другие проекты соберут ещё больше участников, посетителей, экспонентов.
Как можно охарактеризовать этап развития, на который вышли отрасль и компания "ЭкспоФорум-Интернэшнл" сегодня?
— Я бы его назвал прорывом. Мы долго сидели в обороне, доказывая право на существование. И вот прорвали эту блокаду. Во–первых, внутренне мобилизовались, выступив единым фронтом в лице всех ключевых организаций отрасли. Во–вторых, внешние обстоятельства потребовали пересобрать экономику страны. А как быстро упаковать десятки миллионов встреч и переговоров? Нет другой точки сборки, кроме конгрессов и выставок. Это сжатие времени на единицу пространства — когда за одно мероприятие можно провести 20–30 встреч.
Если говорить про "ЭкспоФорум-Интернэшнл", у нас в стратегии прописана задача "расти быстрее отрасли". Мы её выполняем — и Петербург, и Экспофорум. В 2023 году компания приросла практически на 18% — и по объёму выручки продемонстрировала уровень рекордного 2019-го. То есть отрасль восстановилась. Теперь нужно идти дальше: давать прирост по сравнению с 2019 годом.