Инженер из Петербурга создал покрытие для палуб судов против вибрации и шума

Автор фото: Крыловский ГНЦ
Победитель окружного филиала пятого конкурса управленцев "Лидеры России" Николай Лисенков разработал в лаборатории Крыловского государственного научного центра (ГНЦ) напольное покрытие, которое поглощает вибрацию и шум. Оно может применяться в том числе для палуб судов и кораблей, и в ближайшее время начнутся реальные испытания этой продукции, сообщили в пресс-службе конкурса 31 января.
"На всех кораблях четвёртого поколения, которые можно увидеть на военно-морских парадах, установлены средства акустической защиты, разработанные нашей лабораторией. Сейчас мы завершили работу над новым материалом, обладающим высокими свойствами вибропоглощения", — рассказал Николай Лисенков.
По его словам, на основе этого изобретения можно производить целую номенклатуру изделий. "Мы уже сделали напольную плитку и занимаемся разработкой рулонных пластин по типу линолеума, которые можно будет укладывать на палубных настилах и в коридорах судов различного назначения. Новый материал способен полностью заменить импортные аналоги", — подчеркнул Николай Лисенков. Кроме того, если добавить определённые добавки — эксплуатационные показатели улучаются в полтора раза. Это означает, что, например, менять покрытия на современных кораблях нужно будет гораздо реже.
Лаборатория, которой руководит Лисенков, исследует свойства разных материалов, таких как термоэластопласты, традиционные и силиконовые резины. Создаваемые из них средства акустической защиты поглощают вибрационную и акустическую энергию. Кроме напольных покрытий это конструкции, которые называют амортизирующими и виброизолирующими. На них устанавливают оборудование, такое как двигатели, насосы или трубопроводы, чтобы изолировать их от корпуса судна. Такие изделия делают пребывание команды на борту более комфортным. Кроме того, сегодня в мире внедряют так называемый акустический паспорт: он устанавливает требования к подводному шуму гражданских судов. Танкеры, балкеры или газовозы, которые не будут соответствовать требованиям, не смогут зайти в некоторые иностранные порты. "Важность решения этой задачи поддержана Российским морским регистром судоходства и министерством транспорта РФ. Наши разработки в сфере акустической защиты универсальны, и они обязательно будут востребованы отечественными судостроителями", — уверен учёный.
Работа лаборатории Крыловского ГНЦ, которую возглавляет Лисенков, в основном направлена на создание опережающего научно-технического задела в области судостроения и повышение обороноспособности страны. Новая разработка по ряду показателей превосходит иностранные аналоги — такие как вибро-, шумопоглощение и износостойкость — и способна заменить их полностью. "Сейчас актуальными являются задачи повышения эффективности и увеличения срока службы конструкций, которые уже установлены на кораблях", — рассказал Николай Лисенков.
Как уточнили в пресс-службе конкурса, Николай Лисенков — кандидат технических наук, окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Ему принадлежат шесть патентов на изобретения в области палубных покрытий и средств акустической защиты. Он уже участвовал в других сезонах "Лидеров России" и выходил в суперфинал. "Мне, изначально техническому специалисту, возглавившему большой коллектив лаборатории, было интересно глубже понять, что такое управление. Конкурс даёт стимул развиваться дальше как учёному и как руководителю", — отметил Николай Лисенков.
Напомним, конкурс управленцев "Лидеры России" проходит с 2017 года по поручению президента страны. За это время на участие в нём подали более 1 млн заявок из 150 стран мира.
Добавим, что с 2022 года многие европейские поставщики после ввода санкций в отношении России разорвали контракты с отечественными компаниями. Так, например, прекратил поставки ведущий производитель судовых двигателей — финская Wartsila, а также германский MAN Energy Solutions, производители мебели, комплектующих и другие. Российские компании смогли работать в условиях отказа от множества услуг, хотя эти события и привели к значительным задержкам темпов строительства судов на российских верфях.