Продажи, переезд, пожар: как использовать PR исключительно в "плюс" для бизнеса

Автор фото: Freepik.com

В 2024 году "ДП" продолжает публиковать наиболее интересные кейсы петербургских компаний. Запустили уникальный продукт? Интегрировали новые технологии в бизнес-процессы — и готовы поделиться опытом? Провели успешную рекламную кампанию? Знаете, как можно нетривиально увеличить клиентскую базу и объём продаж? Сумели в условиях кадрового дефицита привлечь самых талантливых сотрудников? Расскажите свою историю в нашем проекте — пишите в редакцию: case@dp.ru.

Вам определённо вверх

Компания: ООО "Могилёвлифт"
Задача: в условиях острого дефицита кадров повысить показатели продаж и объём выполненных монтажных работ
Автор: Vostock-photo
По сведениям Российского лифтового объединения (РЛО), за 2023 год в стране было смонтировано порядка 46 тыс. лифтов, 75% из которых отечественные, 25% — импортные. Так, наращивает своё присутствие белорусский бренд "Могилёвлифтмаш": в 2023-м в России было установлено более чем в 2 раза больше лифтов, произведённых компанией, чем в 2022 году. Рост продаж также оказался двукратным.
Несмотря на довольно высокую степень проникновения белорусского бренда на российский рынок, ему требуется серьёзная локальная поддержка, чтобы наращивать свою долю. Её уже многие годы оказывает официальный дилер завода — петербургская компания "Могилёвлифт". В 2023 году предприятие обновило свою стратегию взаимодействия с девелоперами, проработало презентационные материалы и скрипты для отдела продаж — что позволило существенно увеличить клиентскую базу. В результате компания вошла в число лидеров по поставкам лифтов белорусского завода в Россию — и была награждена "Могилёвлифтмашем" почётным дипломом.
Петербург является приоритетным направлением, однако предприятие постоянно расширяет географию и сегодня получает регулярные заказы из таких городов, как Москва, Печоры, Сыктывкар, Архангельск, Красноярск. Что касается Северной столицы, компания активно участвует в программе по замене лифтового оборудования в жилых домах. Это сегодня один из самых актуальных вопросов для отрасли. По требованиям техрегламента общая потребность в замене лифтов, срок службы которых истечёт к февралю 2025 года, составляет порядка 100 тыс. экземпляров, посчитали в РЛО. Предстоит и наращивать отечественное производство, и более тесно сотрудничать с партнёрами из дружественных стран.
Правда, здесь есть ещё одна серьёзная проблема, на которую указывают как игроки рынка, так и застройщики: не хватает специалистов, чтобы осуществлять монтажные и сервисные работы. Так, по данным статистики учреждений среднего профобразования, в 2022 году на обучение по специальности "Электромеханик по лифтам" в России было принято всего 192 человека. И ещё не все останутся в профессии. Поэтому компания "Могилёвлифт" активно работает с колледжами и профильными учебными заведениями, принимая на практику молодых специалистов с выплатой заработной платы. Эта программа, введённая в 2023 году, даёт результат: пока остаётся один из пяти соискателей. Но компания продолжает поиск более эффективных инструментов удержания потенциальных будущих сотрудников.

Кто откажется от денег?

Компания: Wildberries
Ситуация: пожар на складе, уничтоживший товары партнёров
Последствия: PR-отработка ситуации не позволила снять весь негатив
Автор: Сергей Ермохин
В середине января в Шушарах полностью сгорел крупный склад компании Wildberries, который обслуживал не только Петербург, но и весь Северо-Запад. Огонь уничтожил значительное количество товаров, хранившихся на складе. Негативный информационный фон для компании усилило заявление Госстройнадзора о том, что склад эксплуатировался без разрешения на ввод.
В этой ситуации компания выбрала стратегию максимального информирования общественности и партнёров обо всём происходящем. Директор по стратегическим коммуникациям Wildberries Анна Старкова публиковала в корпоративном telegram-канале видеосообщения с места происшествия. Маркетплейс открыл горячую линию для родственников сотрудников склада. Тема поддержки своих работников получила потом и дальнейшее развитие.
Кроме того, Wildberries сразу же заявил о том, что деньги за сгоревшие заказы будут возвращены покупателям и продавцам. Выплаты действительно начались уже на следующий день после пожара, это подтвердили независимые источники.
Но вскоре партнёры маркетплейса получили от компании письмо, которое было воспринято неоднозначно. "Мы видим, что некоторые из вас обращаются к нам с предложением не компенсировать их товары, которые были утрачены на складе в Шушарах. В этой связи мы хотели бы выразить большую благодарность и признательность вам за понимание в эти непростые времена. Если вдруг вы также приняли решение об отказе от подобной компенсации или её части, просим написать к нам в поддержку", — говорилось в письме.
"Такой намёк продавцам, что неплохо бы отказаться от денег за сгоревший товар, чтобы и судов не было, и маркетплейс деньги сэкономил", — написал один из отраслевых telegram–каналов. Язвительные комментарии появились и во множестве других пабликов и каналов.
В Wildberries подтвердили подлинность письма, но уверили в том, что компания никак не склоняет продавцов отказываться от компенсаций. Число же добровольных отказов исчисляется несколькими сотнями, отметили в компании.

Обмелели молочные реки

Компания: Приозерский молочный завод (обособленное подразделение АО "Племенной завод "Красноозёрное")
Проблема: падение спроса, высокая стоимость аренды
Последствия: закрытие части фирменных магазинов в Петербурге
Автор: Freepik.com
В конце прошлого года стало известно о том, что сеть фирменных магазинов "Зелёный берег", в которых продаётся продукция Приозерского молочного завода (ПМЗ), может прекратить своё существование. Из 11 существовавших точек осталось девять. В январе процесс продолжился — на сегодняшний день в городе работают только пять магазинов "Зелёный берег" и одна торговая точка "Молочная лавка" (торговля осуществляется с автомобильного прицепа).
Официально объявленной причиной такого решения стало то, что предприятие намерено сосредоточиться на развитии фирменной сети в Ленинградской области, где продажи молочной продукции идут лучше.
Стоит заметить, что одним из основных бенефициаров АО "Племенной завод "Красноозёрное" является сын бывшего губернатора Ленобласти — Вадим Сердюков.
Комментируя новость о сворачивании сети, эксперты высказывали мнение, что одним из существенных факторов могла стать довольно высокая арендная плата, которую приходилось платить "Зелёному берегу" за площади в Петербурге. При этом директор ПМЗ Сергей Клёшев сообщил "ДП", что на сегодняшний день планов по сокращению оставшихся магазинов в городе нет. Что касается области, то там в перспективе возможно открытие ещё нескольких точек. "Рынок Петербурга для нас важен, и мы ведём переговоры с несколькими сетями по поставкам нашей продукции", — подчеркнул Сергей Клёшев.
Продукция под маркой "Зелёный берег" на сегодняшний день представлена в нескольких розничных сетях, в том числе в "Колхозе", "Удачном" и "ВкусВилле". Однако, по мнению некоторых маркетологов, именно распыление усилий могло негативно повлиять на фирменную торговлю ПМЗ. Вместо того чтобы сосредоточить усилия на развитии собственных магазинов, предприятие стремилось развернуть максимально широкую сеть сотрудничества. В том числе выпуская продукцию под собственными торговыми марками ретейлеров, что потенциально могло сказаться на узнаваемости бренда "Зелёный берег".