Работы по переустройству сетей для станции метро "Каменка" стартуют летом

Автор фото: Агентство "Москва"

Летом должны приступить к работам на строительной площадке будущей станции метро "Каменка" на продолжении Невско–Василеостровской (зелёной) линии. Между тем стройка ещё одной станции на этой ветке — "Богатырской", — едва начавшись, вызвала недовольство части жителей соседних домов.

В январе комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт–Петербурга заключил контракт примерно на 157 млн рублей на переустройство тепловых сетей и сетей связи при инженерной подготовке линии метро. Речь идёт о будущих станциях "Богатырская" и "Каменка". Договор был заключён с ООО "Проектно–строительная компания АРМ". Конкуренцию этой фирме составляла заявка ООО "Стройтех", но предложение АРМ оказалось более выгодным.
Как отмечается в проектной документации, на стройплощадках предстоит провести перекладку и демонтаж инженерных коммуникаций с глубиной прокладки до 7,5 м (сети связи, электричество, газопроводы и прочее). По графику производства работ строительно–монтажные работы (по различным коммуникациям) на стройке вестибюля "Богатырской" должны быть проведены с апреля по декабрь нынешнего года, по "Каменке" — с июля по декабрь. Восстановление благоустройства запланировано на 2025 год. Срок завершения работ — 31 мая 2025–го.

На что жалуются соседи строящихся станций

Как ранее сообщал "ДП", к устройству стройплощадки для "Богатырской" фактически приступили в конце 2023 года. С тех пор жители соседних домов стали сетовать на шум от работ, которые ведутся в вечернее время. Одна из жительниц на своей странице в социальной сети вспоминает ночь, проведённую под аккомпанемент работающих бульдозеров, кувалд и прочих механизмов. "Придётся серьёзно заняться жалобством, иначе до открытия метро можно не дожить", — пишет петербурженка.
Ранее горожане уже жаловались на шум от строительства других станций метро, в частности "Горного института". Сетовали и на сооружение наклонного хода "Адмиралтейской" (впрочем, там шумом дело не ограничивалось — соседи говорили о трещинах в стенах). Строители, в свою очередь, объясняли, что, если не вести работы в поздние часы, можно отстать от графика. Но жителей это вряд ли успокаивает.
На строительство "Каменки" ордер административно–технической инспекции пока не выдавался, и значительных работ до последнего времени там не велось. Так что жители окрестных новостроек пока могут спать спокойно.

Когда будут готовы "Каменка" и "Богатырская"

Помимо станций постепенно продвигается и строительство тоннелей метро от "Беговой" в сторону "Каменки". Чуть ранее, в конце декабря, комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт с Главгосэкспертизой на оказание услуг государственной экспертизы проектной документации и на проверку сметы сооружения "подходных горизонтальных выработок со строительными конструкциями перегонных тоннелей". То есть на основные строительные работы по сооружению тоннелей (на отделку тоннелей, видимо, будет проведён дополнительный конкурс).
Как сообщили "Деловому Петербургу" в комитете по строительству, документация находится в Главгосэкспертизе. Получение положительного заключения запланировано на 2024 год. Ранее сообщалось, что это может случиться уже в первом полугодии. Срок окончания строительных работ, по данным комитета, — не ранее 2028 года (так рассчитан график работ). То есть открытие планируется спустя 10 лет после запуска предыдущих станций Невско–Василеостровской линии — "Зенита" (прежде "Новокрестовской") и "Беговой", которые начали принимать пассажиров в 2018 году, к чемпионату мира по футболу. Впоследствии станции на время пришлось закрывать для устранения выявившихся дефектов. По генеральному плану строительство "Богатырской" и "Каменки" рассчитано на первую очередь — к концу 2030 года.
"Ведутся подготовительные работы, инженерная подготовка территории, тестовое опробование щита “Надежда”", — описали текущее положение дел в комитете по строительству. В КРТИ, который курировал постройку метро ранее, от комментариев воздержались.
Отметим, что на сооружение Невско–Василеостровской линии в адресно–инвестиционной программе на 2024 год заложено около 7,6 млрд рублей, на 2025–й — 2,3 млрд, на 2026–й — 16,8 млрд. Подобный "провал" в финансировании на следующий год не совсем понятен и может вызывать вопросы. Всего же в городской бюджет на ближайшие 3 года заложено 93 млрд рублей на развитие метро.
Пробный запуск щита состоялся в июне 2023 года. Недавно его пришлось ремонтировать (уже не первый раз), в связи с чем объявлялся отдельный конкурс. Всего при помощи щита "Надежда" необходимо установить около 2,5 тыс. железобетонных колец двухпутного тоннеля (из которых, по некоторым данным, к концу года было смонтировано около десятой части). В Смольном сообщали, что "Надежда" может устанавливать шесть–семь колец в сутки. Таким образом, строительство тоннеля может занять около года.
Приступить к полноценной проходке со стороны "Беговой", в постоянном, а не пробном режиме, планировалось ещё в конце прошлого года. Тогда в АО "Метрострой Северной столицы" сообщали "ДП", что компания "готовится к старту полноценных строительных работ в локациях будущих станций “Богатырская” и “Каменка”".

Какими будут новые станции метро

Вестибюли "Богатырской" и "Каменки" будут подземными. "Богатырская" (ранее была известна как "Яхтенная") расположится на Туристской улице, близ пересечения её с Богатырским проспектом.
"Каменка" прежде должна была называться "Зоопарк" — по зоопарку, который хотели разместить по соседству, но потом строить передумали вовсе. В итоге станция разместится на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов. На неё в будущем будет организована пересадка с Фрунзенско–Приморской линии метро. Также в проекте есть шахта (демонтажный котлован) севернее перекрёстков проспектов Королёва и Шуваловского.
Длина нового участка Невско–Василеостровской линии составит более 3 км. В основном работы будут вестись на глубине от 10 до 38 м. Хотя строительство продолжения именно этой линии может выглядеть не самым приоритетным (по сравнению, например, с Красносельским районом, где совсем нет метро, или намывом у Васильевского острова), важно учитывать, что от него зависит другой инфраструктурный проект — строительство путепровода в створе Туристской улицы через Сестрорецкую железную дорогу. Пока что его будущая стройплощадка занята стройкой метро. А в отсутствие путепровода для пешеходов организован наземный переход, снискавший недобрую славу из–за периодических несчастных случаев.
Помимо Невско–Василеостровской линии сейчас идёт строительство Красносельско–Калининской и Правобережной веток. Так, строительный вице–губернатор Николай Линченко обещал ввести в 2024 году станцию "Горный институт" (без "Театральной", которую поезда будут проезжать транзитом), а также завершить строительство "Юго–Западной" ("Казаковской") и "Путиловской".
Продолжается работа по реконструкции станций. Уже открыта после капитального ремонта "Ладожская", на очереди "Чернышевская". Проектируется строительство вторых выходов некоторых станций.