Петербургская промышленность разогналась на фоне сильнейших потрясений

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Что ждёт промышленность Петербурга в 2024 году после бурного роста в 2023-м?

Отечественная промышленность последние несколько лет переживает, пожалуй, сильнейшие потрясения за новейшую историю. После закрытия производств в "ковидный" 2020–й представители отрасли в 2021–м активно наращивали экспортные поставки и выручку, в том числе за счёт снижения курса рубля и механизма отложенного спроса. События 2022–го развернули ситуацию почти на 180 градусов, а тренд на замещение импорта ярко проявился в реальной производственной жизни.
К концу 2023 года, по оценкам статистиков, петербургская промышленность буквально разогналась и притормаживать, похоже, не собирается. По оценке Петростата, за 11 месяцев 2023 года индекс промышленного производства в городе увеличился на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022–го. Это существенно выше, чем в среднем по России, где этот показатель продемонстрировал прирост на 3,6%.
Вместе с тем одним из главных событий 2023–го стало неоднократное повышение ключевой ставки Банком России (сейчас она составляет 16%). Это отразилось на стоимости кредитов и существенно повысило спрос на государственную поддержку. Эксперты отмечают рост финансовой нагрузки на бизнес в целом: в фискальной сфере и в иных расходах компаний.
Наиболее чувствительным событием, которое произойдёт в 2024 году, станет решение о росте тарифов субъектов естественных монополий, отметили в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
В отраслевом же разрезе в Петербурге остаётся нерешённой проблема модернизации верфей, входящих в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). Примет ли ВТБ решение о существенном финансовом вливании в их обновление, а также из какого источника оно может появиться, пока не решено.
Не закрыт и вопрос локации, в которой может возникнуть новая суперверфь ОСК, стоимость которой ранее оценивали до 400 млрд рублей. Ведь в борьбу с Петербургом за привлечение этого проекта вступила и Ленинградская область. Кроме того, в 2024 году верфям предстоит начать сдавать первые гражданские суда, которые достраивают уже после разрыва отношений с европейскими поставщиками.
Пока не оттолкнулся от дна и городской автопром, который в былые годы производил более четверти объёма легковых автомобилей в стране. Как ожидается, в 2024 году начнётся массовое производство на бывшем автозаводе Nissan, который сейчас называется "Автозавод Санкт–Петербург" и в конце 2023–го вернулся из собственности АвтоВАЗа к ФГУП "НАМИ". Интригой остаётся рестарт серийного производства на бывшем заводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" корейского Hyundai, который теперь принадлежит компании "Арт–Финанс". В начале января 2024 года предприятие официально вышло из простоя, но пока что занимается обслуживанием оборудования и обучением персонала. Какие автомобили начнёт выпускать завод и когда, официально не сообщалось. Кроме того, на бывшем заводе Toyota в Шушарах в текущем году планируется начать производство грузовиков БАЗ, это проект государственного концерна ВКО "Алмаз–Антей".
Громкой новостью января стало долгожданное согласование Минэкономразвития включения в территорию особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт–Петербург" двух новых площадок — в промзонах "Парнас" (27,6 га) и "Шушары" (127,2 га). Площадь ОЭЗ фактически удвоилась и составляет около 337 га. Ближайшие годы власти города потратят на инженерную подготовку территорий. Это важное событие, поскольку резиденты ОЭЗ пользуются значительными налоговыми и таможенными льготами и могут больше инвестировать в своё развитие.
Новых проектов, вероятно, следует ожидать и в уже обжитых районах города. В минувшем году промышленности города добавили 630 га земли на расширение и строительство, закрепив их в генеральном плане развития Петербурга.
Текущий год покажет, получится ли у Смольного переломить тренд редевелопмента и начнут ли появляться в районах, застроенных только жильём, высокотехнологичные рабочие места.