Обострение в Красном море ускорит развитие Северного морского пути

Автор фото: ТАСС

Напряжённость в акватории Красного моря может оживить интерес к транзиту грузов через Северный морской путь.

Для мировой логистики 2024 год начался с кризиса, сопоставимого по масштабам с пандемийным. Более того, аналитики датской консалтинговой компании Sea–Intelligence подсчитали, что трудности с судоходством через Суэцкий канал из–за атак йеменских хуситов на торговые суда уже превзошли те, которые наблюдались в пик коронавирусных ограничений. Более серьёзные последствия ранее проявлялись только после блокировки канала судном Ever Given, севшим на мель в Суэце в 2021 году. По данным института IfW Kiel, мировая торговля с ноября по декабрь 2023 года на фоне действий йеменских радикалов сократилась на 1,3%.
Дабы избежать рисков обстрела или захвата, торговые суда меняют маршруты, предпочитая Суэцкому каналу — кратчайшему пути между Европой и Азией — обход Африки через мыс Доброй Надежды, что увеличивает сроки доставки грузов на 8–10 дней. Протяжённость одного из самых востребованных маршрутов в мировой морской торговле — от Роттердама до южных портов Китая — через Суэцкий канал составляет порядка 18,5 тыс. км, а крюк через Африку оказывается примерно на треть длиннее.
Контейнерные перевозки через Красное море к началу февраля 2024–го прекратили почти все крупнейшие линейные операторы: французская CMA CGM, датская Maersk, швейцарская MSC и германская Hapag–Lloyd. На эти четыре ведущие компании приходится около 54% морских контейнерных мощностей, следует из статистики Alphaliner.
По подсчётам Международного валютного фонда и Оксфордского университета, на 14 января 2024 года через Суэц ежесуточно проходило порядка 49 судов, тогда как через мыс Доброй Надежды — 70. Ровно год назад показатели были совершенно противоположными.

Кто такие хуситы и почему они атакуют торговые суда

Хуситами называют военизированную группировку "Ансар Аллах", состоящую из последователей одного из ответвлений шиитского ислама — зейдизма. Название "хуситы" закрепилось по имени основателя движения Хусейна аль–Хуси, убитого в 2004 году.
В середине 2010–х хуситы взяли под контроль значительную часть Йемена. Сегодня они управляют 14 из 22 провинций государства, в том числе столицей страны городом Сана, побережьем Красного моря и зоной Баб–эль–Мандебского пролива.
Хуситы открыто противопоставляют себя США, Израилю и Западу в целом, выступают в союзе с ливанской "Хезболлой" и палестинским ХАМАС, являясь частью так называемой "оси сопротивления". Главным покровителем движения считается Иран.
Широкой общественности хуситы стали известны после того, как в октябре 2023–го объявили о вступлении в войну между армией Израиля и боевиками ХАМАС на стороне последних. Члены "Ансар Аллах" заявили, что будут нападать на любые суда, связанные с Израилем и странами, поддерживающими еврейское государство в конфликте.
Только за вторую половину ноября радикалы захватили как минимум три торговых судна, следовавших транзитом через Красное море. К концу января, по словам сегодняшнего лидера йеменских мятежников Абель Малика аль–Хуси, в направлении торговых судов хуситы выпустили более 50 крылатых и баллистических ракет, а также 200 беспилотников.
Российским судам при этом атаки угрожать не должны. Тем не менее в середине января нападению подвергся танкер под флагом Панамы, перевозивший российскую нефть. Само судно не пострадало. Позднее было заявлено об ошибочном огне.
А 26 января обстрелу подвергся танкер компании Trafigura Group с российской нафтой на борту, судно загорелось.
Какое–то время танкеры с российскими углеводородами продолжали следовать через Суэц, однако аналитики Лондонской биржи к концу января 2024 года зафиксировали, что многие трейдеры всё–таки перенаправляют суда с нефтепродуктами из России вокруг Африки.
"С одной стороны, танкеры с российскими углеводородами не являются мишенью для хуситов. С другой — обход акватории Суэцкого канала даёт более высокие гарантии сохранности грузов", — объясняет генеральный директор "НААНС–Медиа" Тамара Сафонова.
Маршрут через Красное море последние 2 года стал для отечественных экспортёров жизненно важным. Из–за европейского эмбарго в отношении российской нефти и нефтепродуктов топливо отправляется в дружественные страны Азии, прежде всего Индию и Китай.

Как атаки влияют на транзит российской нефти

Поставки углеводородов из России в страны Азии сохранятся, полагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, но для этого может более широко использоваться другая отечественная инфраструктура и порты страны, в первую очередь на востоке и юге. Также, по мнению аналитика, ситуация в Красном море вряд ли будет оставаться напряжённой долгое время, так как это идёт вразрез с интересами мировой торговли.
"Так или иначе, традиционный маршрут через Суэцкий канал вновь будет использоваться в прежних объёмах. Перевалка углеводородов в портах РФ на Северо–Западе продолжится, её не прекратят полностью. Во–первых, потому что часть судов с этим грузом могут огибать Африку, если срочности в доставке нет. Во–вторых, приближающаяся весна оживит судоходство в Северном полушарии, в частности по Северному морскому пути, и суда с углеводородами, загруженными в северо–западных портах, смогут проследовать в Азию по нему", — прогнозирует Дмитрий Баранов.
О преимуществе Севморпути в условиях снижения безопасности в акватории Красного моря напоминает и Тамара Сафонова.
"Россия располагает уникальной возможностью развития Северного морского пути как наиболее безопасного маршрута доставки грузов, а на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке ещё больше возрастает значимость развития инфраструктуры и увеличения грузопотоков в Арктической зоне", — говорит эксперт.
Так или иначе, удлинение транспортного плеча, по которому следует российская нефть, неминуемо ведёт к увеличению логистических издержек. Повышение стоимости доставки товара танкерами происходит за счёт того, что перевозчики стремятся компенсировать возможные потери, связанные с чрезвычайными ситуациями в Красном море, повышая заработную плату экипажам, а также увеличивая размеры страховки груза и самого судна, рассказывает эксперт — доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих.
Атаки йеменских хуситов: причины и последствия для торговли