Всё ради бюджета: Смольный стал активнее судиться с бизнесом

Автор фото: архив "ДП"

Львиная доля споров Смольного с бизнесом в той или иной мере касается недвижимости.

В 2023 году комитеты Смольного фигурировали как истцы и ответчики в 3,6 тыс. арбитражных споров, следует из данных информационной базы "Электронное правосудие". Это чуть больше, чем в 2022 году — тогда чиновники участвовали в 3,3 тыс. процессов.

Первый среди равных

Лидером по числу поданных исков остаётся комитет имущественных отношений (КИО). Он в 2023 году инициировал почти 1,8 тыс. споров против 1,34 тыс. в 2022–м. Число претензий к КИО также выросло — с 346 исков в 2022 году до 424 в минувшем.
В самом КИО не придают значения этой динамике. "Комитет постоянно проводит работу по защите имущественных интересов Петербурга, в том числе претензионно–исковую, нацеленную на исполнение контрагентами своих обязательств по договорам, заключённым с городом", — отметили в пресс–службе КИО.
"Причины роста арбитражных споров КИО, скорее всего, носят бюджетный характер: казне Петербурга необходимы средства, поэтому вполне объяснимо, что КИО как орган, управляющий городской собственностью, повысил активность в деле взыскания платежей, — считает партнёр юридической фирмы Ru.Courts Алексей Агеев. — Такая тенденция наблюдается не только в делах с участием КИО, но и других комитетов городского правительства, имеющих полномочия по взысканию разного рода платежей, в том числе штрафов".
Одним из любопытных кейсов из практики КИО стал иск комитета о взыскании с АО "Хозяйственно–эксплуатационное управление Адмиралтейского района" (ХЭУ) арендной платы. Управление арендовало у города помещение на Гороховой улице (185 м2). Чиновники просили Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскать с арендатора 3,6 млн рублей долга и пени 8,8 млн. "Сложность состояла в том, что арендатор утверждал: помещение он уже освободил, а КИО не предпринял никаких действий к тому, чтобы получить помещение назад, и все письма арендатора игнорировал", — говорит Алексей Агеев.
Первая инстанция отказала КИО в его требованиях. А вот 13–й Арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Северо–Западного округа отменили это решение и иск комитета удовлетворили. В октябре 2023 года Верховный суд РФ по жалобе ХЭУ отменил решения апелляции и кассации, оставив в силе позицию Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти.
Это произошло потому, что апелляция и кассация возложили на арендатора несоразмерное бремя по доказыванию того, что помещение им было освобождено, хотя ХЭУ совершило все необходимые действия и предоставило достаточный объём доказательств этого. Из–за такого подхода комитет был поставлен в преимущественное положение. "Это дело должно сподвигнуть КИО не игнорировать арендатора в надежде любой ценой пополнить бюджет, а занимать более разумную позицию и принимать освобождённые от аренды помещения", — считает Алексей Агеев.
По словам эксперта, если бизнес сам идёт против КИО, то судебная практика чаще складывается в его пользу. Если же спор возник с подачи комитета — обычно он и выигрывает. В первом случае это объясняется тем, что коммерсант вряд ли будет судиться в заведомо проигрышной ситуации и хотя бы навскидку оценит риски.
"Вероятно, сказывается и то, что комитет управляет огромным количеством недвижимости. Поэтому, если бизнес и в дальнейшем хочет иметь с ним дело, выгоднее не ссориться. А если ссора случилась, значит, была достаточно серьёзная причина, — рассуждает Алексей Агеев. — Большинство инициированных КИО дел связано с накопленной арендатором задолженностью. Впрочем, это в принципе характерно для категории дел о взыскании платежей за пользование недвижимостью, вне зависимости от того, кто выступает истцом".

Ресурсники наращивают исковую активность

В 2023 году увеличилось число претензий к жилищному комитету: если в 2022–м ему пришлось отвечать по 307 арбитражным спорам, то в 2023–м — уже по 468, по данным базы "Электронное правосудие". Основные оппоненты чиновников — ТГК–1 и ГУП "ТЭК СПб".
Как известно, расходы населения на отопление и горячее водоснабжение сдерживаются регионами через установление льготных тарифов. Одновременно устанавливаются и экономически обоснованные тарифы. Так как поставщики, в том числе ТГК–1 и ГУП "ТЭК СПб", вынуждены обслуживать население по "заниженным" тарифам, у них возникают потери в виде разницы между обоснованной ценой и льготной, компенсируемой из бюджета. "Нередко при обращении за субсидией поставщики получают отказ по формальным основаниям. Поэтому им приходится готовить иски к жилищному комитету о взыскании убытков", — объясняет частнопрактикующий юрист по сопровождению энергетических проектов Мария Васильева.
В юридической компании "Иммунитет" обращают внимание на рост сумм в спорах с участием жилищного комитета (анализ проведён по данным сервиса Casebook, которые могут разниться с данными "Электронного правосудия". — Ред.). В 2022 году в арбитражном суде зарегистрировано 295 исков к Жилкому, сумма требований — 752,7 млн рублей. В 2023–м было уже 449 претензий на 1,3 млрд рублей. "Рост заявленных сумм объясняется ростом тарифов, — считает адвокат юридической компании “Иммунитет” Александр Белов. — А рост количества исков — вероятно, повышением качества работы ресурсоснабжающих организаций по возмещению убытков прошлых лет".
Мария Васильева прогнозирует увеличение числа споров с жилищным комитетом. "В существующих реалиях момент выплаты необходимо откладывать насколько это возможно. А ничто так не затягивает процесс получения денег, как судебный спор", — поясняет эксперт.
А вот Александр Белов не видит оснований для уменьшения или значительного роста. "Скорее всего, количество исков будет незначительно расти по объективным причинам. Предпосылок для улучшения взаимодействия с управляющими компаниями, акты сверки с которыми необходимы для получения субсидии, нет, но поскольку льгота распространяется на предоставление коммунальных услуг в жилых помещениях, то ввод в эксплуатацию нового жилья увеличивает субсидию ресурсников", — говорит эксперт.

Методом проб и ошибок

Любопытные результаты показал комитет по печати и взаимодействию со СМИ: количество исков к нему сократилось с 581 в 2022 году до 287 в 2023–м. "Падение может свидетельствовать о нахождении компромисса государством и бизнесом по вопросу размещения информационных конструкций, — полагает старший юрист юридической фирмы “Степачков и Сурчаков” Андрей Макаров. — Бизнес методом проб и ошибок определил для себя, как поступать можно, а как — не надо".
При этом в большинстве случаев комитет выступает в качестве ответчика по заявлениям об отмене его актов о привлечении к административной ответственности или об отказе в выдаче разрешения на установку информационных конструкций. По словам Андрея Макарова, даже в случае успешного оспаривания актов суды ограничиваются заменой штрафа на предупреждение, тем самым признавая: нарушение было, но имеются смягчающие обстоятельства. "Получается, что, если бизнес попадает в поле зрения комитета, привлечение к ответственности становится практически неотвратимым", — резюмирует эксперт.

Договариваться и мириться

В судебной практике сохраняется прогосударственный подход, говорят эксперты. "Как и раньше, к госорганам суды относятся лояльнее и снисходительнее, охотнее прощают их представителям ошибки и закрывают глаза на оплошности, — говорит руководитель практики сопровождения коммерческой деятельности Maxima Legal Дмитрий Урякин. — Говорит ли это о том, что именно благодаря этому чиновники статистически чаще одерживают победы в судах? На мой взгляд, нет. Скорее процент побед обусловлен тем, что львиная доля их требований к ответчикам носит бесспорный характер (иски о взыскании арендной платы, коммунальных платежей и т. д.). Одержать победу в таких спорах труда не составляет".
При этом, по данным Maxima Legal, в текущем году бизнесу следует готовиться к увеличению числа споров с госструктурами. Экономическая ситуация остаётся непростой. Количество должников, прекращающих обслуживать долги перед государством, увеличивается.
А у бизнеса в подобных процессах есть риск оказаться неуслышанным. "У конкретного судьи за годы работы мог сложиться стереотип: госорган просто так ни с кем не судится", — говорит Дмитрий Урякин. По этой причине коммерсантам следует жёстче подходить к оценке возможных последствий споров с чиновниками. И стараться по возможности разрешить спор до суда, а если это невозможно, стремиться разойтись миром, заключив соответствующее соглашение.