Арт–рынок Петербурга почти безболезненно пережил закрытие границ

Автор фото: mythgallery.art

Петербургские галереи современного искусства сфокусировались на внутреннем рынке. А некоторые художники нашли временный выход в онлайн–обучении, продажах через социальные сети и NFT.

С начала 2022 года российские галереи вынуждены привыкать к новым реалиям. Аукционные дома Sotheby's, Christie's и Bonhams отменили июньские торги в Лондоне, на которых раньше работы российских художников продавались на миллиарды рублей. Тем не менее эксперты отмечают, что большинство представителей российского арт–рынка не были прочно интегрированы в международный контекст.

Не много потеряли

Художник и куратор Александр Дашевский отмечает, что полноформатных выставочных залов с претензиями на собственную политику всегда было немного. "Открылось и будет открываться ещё много более мелких галерей, рассчитывающих на свои силы, связи, круги общения, финансовые потоки. Производство декоративной интерьерной продукции поставлено на широкую ногу, и точек сбыта населению этой продукции много", — подчёркивает он.
Основными игроками на рынке Петербурга уже несколько лет остаются три галереи: Myth, Marina Gisich и Anna Nova. Также заметны Name и Di Di. В галерее Anna Nova подтверждают, что сейчас периодически открываются и закрываются разные галерейные пространства, но большинство просто тихо продолжают свою деятельность. "К сожалению, сложно отметить новые частные институции, их появление чаще всего происходит незаметно. Возможно, за последние 2 года открылось несколько мест, таких как галерея Beroizka, Open you и т. д.", — замечают в Anna Nova.
По наблюдениям искусствоведа галереи KGallery Сергея Подъелышева, количество организаций в городе, интересующихся современным искусством, за последние несколько лет увеличилось. А вот число тех, кто специализируется на выставках классического, музейного формата, осталось неизменным. Ранее в KGallery не раз проходили выставки таких известных зарубежных авторов, как Аллан Танненбаум, Барри Файнштейн и др. Но, несмотря на стремление галереи участвовать в международных проектах, основным фокусом интереса было и остаётся русское искусство.
"Мы периодически экспонируем произведения художников русской эмиграции. Иногда в поле зрения оказываются интересные предметы, находящиеся на Западе. Но для нас ситуацию с невозможностью их привезти и экспонировать нельзя назвать критичной. Существует множество перспективных, интересных и недостаточно изученных тем в среде русского искусства. Мы сотрудничаем со многими современными художниками и приглашаем их к участию в выставочных и коммерческих проектах. В контакте с галереей находятся как сложившиеся известные художники, так и молодые перспективные авторы", — рассказывает эксперт.
Арт–директор Галереи Кустановича Павел Кустанович тоже отмечает, что в последние 2 года стало больше новых художественных проектов и мероприятий.
По его мнению, отечественным галереям в целом удалось адаптироваться к новым реалиям. Многие переключили основную политику на установление региональных художественных связей.
"Международные связи для большинства галерей были сладкой мечтой и разрозненными потугами с печальным бизнес–финалом. Те, у кого хватало и хватает денег, опыта и драйва, продолжают ездить работать на западном рынке. Но это единицы. Для большинства же всё прошло безболезненно. Русский арт–рынок всегда был автореферентной системой", — констатирует Александр Дашевский.

Пустые стены

По умолчанию между галереями и художниками существует договорённость: каждая сторона получает по 50% от проданной картины. Эти условия могут меняться в зависимости от договора. По поводу того, насколько за последнее время поменялись уровень цен и динамика продаж картин петербургских авторов, мнения специалистов расходятся.
Сергей Подъелышев объясняет, что зачастую на цену произведений искусства влияет курс иностранных валют. С учётом этого фактора в последние пару лет стоимость многих работ увеличилась пропорционально курсу.
Александр Дашевский полагает, что рост цен опережает инфляцию. "С другой стороны, в отечественном искусстве никогда не было высоких цен. И стар и млад торгуются между 5 и 20 евро. Тут ничего не поменялось", — добавляет он.
В Санкт–Петербургском союзе художников рассказали, что арт–галерея СПбСХ работает больше года и стоимость картин, продаваемых там, за это время не изменилась. При этом, по словам художников, количество иностранных покупателей сократилось.
Павел Кустанович замечает, что стоимость картин в галерее увеличилась. По его словам, на это повлияли рост спроса и интерес зрителей и коллекционеров к работам художника.
Петербургский художник Михаил Соловьёв, напротив, отмечает удешевление картин.
"С февраля 2022 года даже успешные художники, у которых были поставки и в России, и за рубеж, и заказы, и связи с галереями, и постоянные клиенты, внезапно переориентировались на преподавание и дизайн. Старые каналы перестали работать", — объясняет он.
При этом стоимость художественных материалов, которые продолжают дорожать, практически не связана с ценообразованием. Художник отмечает, что в феврале 2022 года многие люди не могли вывести крупные средства, поскольку все фонды оказались заблокированы. Это подтолкнуло их скупать произведения искусства. В первый месяц галереи имели запредельные выручки. Но с тех пор, как этот всплеск уравновесился, активных продаж нет.
"В стране заперто огромное количество денег, которые стремительно дешевеют. Для многих недвижимое имущество из инструмента инвестирования превратилось в дешевеющий актив с неустойчивой ликвидностью. Чтобы квадратные метры и загородные гектары приносили доход, их нужно вводить в эксплуатацию, сдавать. Километры пустых стен подняли спрос на картины и искусство", — комментирует ситуацию Александр Дашевский.
Михаил Соловьёв дополняет, что петербургские галереи востребованы у художников. В городе сохраняется высокая конкуренция, даже несмотря на то, что многие авторы уехали за последние 2 года. Заведения, экспонирующие произведения современного искусства, всегда были заполнены на несколько месяцев вперёд.

Временные решения

Художники, не чуждые современных технологий, пытаются найти выход в производстве NFT. Другие переориентировались на российские онлайн–галереи более низкого ценового сегмента. Часть художников продают картины через социальные сети, развивая личный блог.
"Создание онлайн–школ тоже для многих художников стало жизнеспособной лестницей, давшей основу для эмиграции и развития международной карьеры. Работая на международный сегмент, художники могут приехать за границу и уже начать работать с галереями", — говорит эксперт.
При этом, по его мнению, самое уверенное положение оказалось у художников, которые остались в творческих мастерских академий. Таким авторам государство предоставляет помещение, а заказы даёт само учреждение.