Подмосковные строители не смогли оспорить подход Смольного к госзакупкам

Автор фото: vostock-photo

Строительная компания из Подмосковья, проигравшая конкурс на строительство школы в Петербурге, не смогла в суде оспорить подход Смольного к госзакупкам.

Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении заявления ООО "Строительная фирма “СМУ–10”" (г. Видное Московской области), оспаривавшего решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). СМУ–10, как ранее сообщал "ДП", решило зайти на петербургский строительный рынок. Городской комитет по госзаказу (КГЗ) в октябре прошлого года объявил конкурс на строительство школы в Выборгском районе за 2,66 млрд рублей. Одним из его условий было предоставление банковской (или независимой) гарантии. Как следует из закупочной документации, бенефициаром в предоставленной гарантии должен быть указан КГЗ.
Кроме СМУ–10 заявку на участие в конкурсе подало петербургское "Суар–Групп", опытный игрок рынка госзаказа. По данным сервиса "Контур.Фокус", предприятие за последние 12 месяцев заключило 12 госконтрактов на общую сумму 8,3 млрд рублей.
Конкурс на строительство школы признали несостоявшимся, к участию была допущена только заявка "Суар–Групп". Как выяснилось, КГЗ, который определял поставщика, отклонил предложение СМУ–10. Дело в том, что подмосковная компания в независимой гарантии указала в качестве бенефициара не КГЗ, а петербургское ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ФКСР), заказчика строительства, что, собственно, и стало причиной отклонения заявки.
Подмосковная компания попыталась обжаловать проигрыш в ФАС России, но безуспешно. Антимонопольщики встали на сторону Смольного.
В СМУ–10 отказались от комментариев.
"В 2022 году в контролирующие органы было подано 93 жалобы в рамках 73 конкурентных закупочных процедур, проводимых КГЗ", — рассказал "ДП" врио председателя комитета по госзаказу Петербурга Денис Толстых.
При этом нарушение требования — указание КГЗ в качестве бенефициара независимой гарантии — чиновники выявили в 38 случаях из 255 независимых гарантий, представленных потенциальными подрядчиками. Жалобы на сами извещения о закупке, где как раз и содержатся требования к банковской (независимой) гарантии, бизнес в 2022 году не подавал, как, впрочем, и не требовал от КГЗ разъяснений закупочной документации. А вот решения конкурсной комиссии, отклонявшей заявки бизнеса из–за неверно указанного бенефициара, обжаловались. Таких случаев в 2022 году было всего два, но оба раза контролирующие органы признавали претензии компаний безосновательными.
СМУ–10, получив отказное решение антимонопольщиков по конкурсу на строительство школы в Петербурге, обратилось в Арбитражный суд Москвы, который просило признать недействительным решение ФАС России.
Недавно арбитраж, изучив материалы дела, признал позицию антимонопольного ведомства обоснованной. При этом, заметим, суд сослался на практику Арбитражного суда Северо–Западного округа, где кассационная инстанция даёт оценку тому, что бенефициаром независимой гарантии выступает именно КГЗ, а не ФКСР.
В 2020 году КГЗ провёл конкурс на обеспечение питанием в 2020–2021 годах государственных школ Московского района за 168,8 млн рублей. Общественная организация "Дозор" усмотрела нарушения в конкурсной документации и пожаловалась в петербургское управление ФАС. По версии "Дозора", недочёты документов заключались в том, что бенефициаром по банковской гарантии выступал КГЗ. И антимонопольщики согласились с позицией общественной организации.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, где Смольный обжаловал решение УФАС, встал на сторону контролирующего органа. Однако апелляционная инстанция в ноябре 2021 года отменила решение своих коллег и вынесла новое. По мнению 13–го Арбитражного апелляционного суда, при рассмотрении спора не было учтено, что на стадии определения поставщика КГЗ фактически выполняет функции заказчика, поэтому оформление банковской гарантии в его пользу правомерно.
А в апреле 2022 года Арбитражный суд Северо–Западного округа оставил определение апелляционной инстанции в силе, закрепив таким образом практику на уровне округа.
Не исключено, что СМУ–10 обжалует решение Арбитражного суда Москвы, но Елена Рыбальченко, советник юрфирмы BGP Litigation, невысоко оценивает шансы строительной компании на успех. "Решение Арбитражного суда Москвы основано на решении Арбитражного суда Северо–Западного округа по аналогичному вопросу. Оба суда пришли к выводу о правомерности требования конкурсной документации о том, что бенефициаром по независимой гарантии может выступать не государственный заказчик, а уполномоченный орган — комитет по госзаказу Петербурга. А раз так, то и требование о выдаче независимой гарантии в его пользу, а не в пользу госзаказчика не противоречит нормам закона № 44 и является правомерным", — поясняет эксперт.
Иной подход, добавляет Елена Рыбальченко, нарушит принцип единообразия судебной практики, поскольку изменение её вектора — это всё же больше прерогатива Верховного суда РФ.
ООО "Строительная фирма “СМУ–10”", по данным сервиса "Контур.Фокус", заработало в 2021 году 647,1 млн рублей, показав чистую прибыль 122,9 млн рублей (более свежих данных в открытых источниках нет).
В ноябре 2022 года компания заключила госконтракт на подготовку проектной документации и строительство физкультурно–оздоровительного комплекса с бассейном и спального корпуса ведомственного детского лагеря "Берёзка" для Федеральной налоговой службы, а также на реконструкцию инженерных сетей и сооружений этого же объекта. Отметим, что компания занимается строительством как жилой, так и коммерческой недвижимости — за последние несколько лет, как указано на сайте СМУ–10, у неё было шесть крупных проектов в Москве.