Российские компании стали активнее развивать soft skills своих сотрудников

Автор фото: vostock-photo
Большинство IT–специалистов убеждены, что развитые soft skills (мягкие навыки) помогают больше зарабатывать. Такой вывод можно сделать из опроса, проведённого IT–интегратором ITFB Group. Каждый четвёртый респондент считает, что мягкие навыки способны увеличить зарплату в 2 раза и даже более.

Какие навыки важны для работодателей

Soft skills, они же гибкие или мягкие навыки, не связаны с конкретной сферой деятельности. Но помогают сотрудникам хорошо выполнять работу и строить карьеру. Обычно к ним относят стрессоустойчивость, умение договариваться и самодисциплину.
Как рассказала "ДП" руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова, soft skills часто фигурируют в вакансиях как петербургских работодателей, так и компаний из других регионов страны. Чаще всего (300 тыс. раз) компании из Петербурга упоминали в вакансиях ответственность и умение соблюдать сроки. Также среди самых востребованных числятся навыки виртуальной коммуникации и самоорганизации, цифровая грамотность, умение адаптироваться и самодисциплина.
Эксперты отмечают, что значимость soft skills разнится в зависимости от сферы и конкретных задач, которые возлагаются на сотрудника.
"Там, где преобладают механические действия по инструкции, soft skills менее важны. Если мы говорим про консалтинг, сервисный бизнес, PR, юридическую сферу, где коммуникация лежит в основе всего, то soft skills — это ключевое при решении о приёме сотрудника на работу или повышении. Именно они лежат в основе умения спокойно разрешить конфликтную ситуацию, договориться с клиентом, продать услугу и отстоять свою позицию", — объясняет руководитель проектов коммуникационного агентства PR Perfect Анастасия Малафеева.
Директор по управлению персоналом "Юнилевер Русь" Татьяна Сорокина напоминает, что по итогам 2023 года дефицит кадров в России составил 4,8 млн человек. Ожидается, что тенденция может продержаться на том же уровне до 2030 года.
"По этой причине работодатели вынуждены проявлять гибкость ничуть не меньше сотрудников. Компании понимают, что нанять высококвалифицированного специалиста с готовым экспертным опытом, высоко развитыми hard и soft skills получится не во всех случаях", — отмечает она.

Как развить мягкие навыки

Развитие гибких навыков равно зависит от усилий и руководства, и сотрудников. Их можно освоить или развить гораздо быстрее, чем hard skills (непосредственные профессиональные компетенции), — примерно за 3–6 месяцев.
"Если в компании развита корпоративная культура и есть HR–отдел, то, как правило, они помогают, составляя для каждого сотрудника индивидуальный план развития, в зависимости от задач. Если же сотрудник работает в небольшой компании, где нет HR–отдела, то развитие мягких навыков — зона его личной ответственности, ведь без них продвижение по карьерной лестнице будет практически невозможно", — подчёркивает директор кадрового агентства "Я HR" Екатерина Ягубова.
Развиваться можно самостоятельно — с помощью книг или курсов. Но в некоторых компаниях также действуют специальные тренинги. Например, в AB InBev Efes развивать мягкие навыки помогают корпоративные программы обучения и курсы повышения квалификации. Лидерская программа Leadership talks учит руководителей прислушиваться к другим мнениям, смотреть на проблемы под новыми углами и находить оптимальные решения, рассказала директор по персоналу AB InBev Efes Ольга Орел.
Повышение дохода сотрудника обычно происходит при развитии сочетания soft и hard skills, считает операционный директор сервиса Solar Staff Анна Лихопёрская. Работники, умеющие сочетать профессиональные знания в своей области с высоким уровнем мягких навыков, зачастую более эффективны и востребованы. А значит они быстрее растут по карьерной лестнице.
Директор по управлению персоналом компании Nexign Валерия Теняева дополняет, что специалисты могут рассматривать для себя как вертикальный, так и горизонтальный рост. Например, некоторые сотрудники развивают экспертизу в области технологий, что влияет и на рост зарплаты. Другие предпочитают улучшать soft skills, двигаясь в сторону менеджмента и управления командами, что также ведёт к повышению.

Как удалённая работа влияет на развитие soft skills

Формат удалённой работы заставляет сотрудников компаний сталкиваться с новыми вызовами, но также открывает дополнительные возможности. Как говорит HR BP аудиосервиса "Звук Бизнес" Юлия Иванова, от сотрудников теперь требуется больше самодисциплины, умения эффективно управлять временем и инициативы в коммуникации. Членов команды поддерживает компания, предоставляя доступ к обучающим программам, онлайн–тренингам и ресурсам для саморазвития, которые помогают им совершенствовать soft skills для работы в любом формате. С приходом удалёнки коммуникация из офисов перешла в письма и чаты, что тоже влияет на взаимопонимание внутри команды, считает Анастасия Масленникова, HRD агентства "Палиндром".
"Фраза в мессенджере без интонации и мимики может вольно интерпретироваться. И чаще в худшую сторону. Поэтому мы стараемся смягчать сообщения доступными способами, которые заменяют устные, — это смайлики, гифки, стикеры. Дополнительно, чтобы формировать общность и компенсировать удалённость, изучаем интересы людей и организуем для них разные активности. У нас работает сервис для профессиональных и дружеских знакомств Random coffee, пятничные розыгрыши, есть геймерский клуб, внутренние лекции и чемпионаты по “Своей игре”", — комментирует Анастасия Масленникова.