Глубоко копнули: как реформа археологической разведки повлияет на Петербург

Правительство РФ ввело временные правила археологической разведки, которые призваны оптимизировать расходы застройщиков. Но в Петербурге действует более строгий региональный закон. Эксперты затрудняются сказать, как будут соотноситься эти нормы друг с другом.

В начале февраля вступило в силу постановление правительства России о правилах археологической разведки ("Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…"). Как оно будет работать применительно к Петербургу — всё ещё не вполне ясно.

Что меняется в федеральных нормах археологической разведки

Как рассказал "ДП" эксперт комитета Госдумы по культуре археолог Алексей Ковалёв, до сих пор практически перед любым строительством в России требовалось спрашивать органы охраны памятников, нужно ли проводить на участке археологическую разведку. Необходимым это признавали, когда территория прежде не исследовалась археологами.
Научное сообщество предлагало упростить эту процедуру и "узаконить" (нанести на карту и ввести упрощённый порядок согласований) те территории, где исследования уже проводились. Но в Минкульте, где готовили постановление, похоже, пошли по другому пути, решив ввести особый порядок для тех территорий, о которых в части археологии ничего особо не известно.
В постановлении говорится, что до утверждения постоянных критериев, на базисе которых у органов охраны появятся основания предполагать наличие на той или иной территории археологических объектов, вводятся временные. На какое время, не уточняется. Так, в населённых пунктах (в том числе в Петербурге) не требуется проводить археологическую разведку при заглублении в грунт менее чем на полметра или на глубину, не превышающую мощность техногенных грунтов (хотя некоторые археологические объекты находятся на уровне земли, а остатки древних городов тоже можно считать техногенным грунтом). А также если работы проводятся "в границах существующих фундаментов и опор зданий, строений и сооружений".
Постановление написано крайне путаным языком. Один из пунктов, по мнению Ковалёва, следует интерпретировать так, что разведку можно будет не проводить за пределами красных линий, то есть внутри кварталов.
Эксперт связывает новые правила разведки с лоббизмом строительного бизнеса. Он обратил внимание, что на стадии общественных обсуждений проект документа собрал тысячи негативных отзывов.
Сами авторы поправок обосновывают изменения экономией: "Это даст в сложившихся сложных экономических условиях действия в отношении Российской Федерации экономических санкций дополнительные возможности оптимизации расходов на инвестиционную деятельность…"

Где нужна археологическая разведка

В центре Петербурга археологическая разведка регулируется региональными нормами — законом о зонах охраны. В приложении к нему выделены на карте границы территорий предварительных археологических разведок. Эти границы покрывают значительную часть центра города. В режимах использования этих территорий сказано, что "работы, связанные с углублением в грунт на более 0,5 м (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта, инженерные изыскания, благоустройство территории), производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ".
Из этого можно заключить, что в Петербурге уже есть постоянные критерии, которые давно утверждены. А поэтому временные, что вводятся постановлением правительства, не действуют.
Но юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отметил, что федеральное постановление и городские территории разведок относятся к разным предметам регулирования. Поэтому нельзя говорить о том, что из них имеет подчинённый характер. Так же как есть, допустим, требования ЮНЕСКО, исторического поселения и зон охраны. При этом разные нормы не отменяют друг друга, а должны исполняться одновременно. Таким образом, с точки зрения Шапчица, петербургские нормы не потеряют силу и по–прежнему должны будут исполняться. А значит — в центре по–прежнему обязательно нужно будет проводить разведку.
Ковалёв же считает, что утверждённые в Петербурге границы разведок вторичны. Они служили прежде всего для внутренних потребностей комитета по охране памятников: на основании этих карт в комитете, по–видимому, решали, где обязательно нужно проводить разведку, а где нет. За пределами территорий решение оставалось на усмотрение чиновников. Теперь же по всему городу действуют новые правила, считает Ковалёв.

Сколько стоит археологическая разведка в Петербурге

По подсчётам "ДП", в 2023 году историко–культурная экспертиза, связанная с целью проверки на наличие объектов археологического наследия, проводилась в Петербурге примерно по 200 участкам. Это стройки в разных частях города, необязательно в охранных зонах. Например, разведка могла проводиться при строительстве топливозаправочного комплекса в аэропорту Пулково и при возведении ресторана в Шушарах. Ряд случаев связан с устройством тепловых сетей и других коммуникаций. Из этого можно заключить, что изменения имеют значение не только для центра города, но и для периферийных районов.
По данным "Контур.Закупки", стоимость разведки с последующим проведением историко–культурной экспертизы начинается от нескольких сотен тысяч рублей и может достигать нескольких миллионов.
Застройщики в целом относятся к необходимости проведения разведки скорее как к обузе. "Проблема и интерес учёных понятны. Мы тоже петербуржцы и тоже думаем об истории нашего великого города. Но в данный момент археологи выступают дамокловым мечом над судьбой проекта. А если действительно найдут? Ведь компенсировать понесённые затраты никто не будет. А есть ещё фактор времени. Например, когда при строительстве Art View House на месте советского детского сада нашли остатки фундамента сгоревшего Литовского замка, проект встал почти на 3 года. Необходим некий баланс между наукой и бизнесом", — считает Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум лайф девелопмент".
Как говорят эксперты, лучше всего, если бы раскопки проводились до начала реализации проекта. "Но в большинстве случаев это невозможно. Там либо есть постройки, как это было на Охтинском мысу, либо территория закрыта. Оптимально — иметь данные о потенциальных находках до момента входа в проект", — считает Виталий Коробов, генеральный директор Element development.
Как говорят участники рынка, нужна чётко прописанная и ограниченная во времени процедура, которая устроила бы всех.
"Иначе центр города, и так сейчас мало интересный для строительства и реконструкции, совсем останется без новых проектов", — добавляет Коробов.
До вступления в силу постановления №2418 действовал общий порядок, предусмотренный законом № 73–ФЗ: до начала строительных, земельных работ, которые могут оказать воздействие на объект культурного наследия (выявленный ОКН либо объект, обладающий признаками ОКН), до утверждения градостроительных регламентов требовалось проведение историко–культурной экспертизы. При этом такая экспертиза была необходима, если органы охраны не имели данных об отсутствии на землях ОКН. Если же имелись сведения, что в границах планируемых работ нет таких объектов, застройщик мог не проводить историко–культурную экспертизу. С 06.02.2024 в связи со вступлением в силу постановления №2418 в общий порядок были внесены изменения, устанавливающие ряд случаев, когда при производстве работ не требуется производить археологическую разведку и государственную историко–культурную экспертизу. Постановление упрощает механизм проведения работ в историческом центре Санкт–Петербурга, поскольку позволяет произвести работы (например, проложить сети) без проведения историко–культурной экспертизы. Вместе с тем, учитывая основные направления застройки Санкт–Петербурга, которая осуществляется преимущественно в периферийных районах (за пределами исторического поселения), мы полагаем, что постановление №2418 едва ли повлияет на деятельность застройщиков.
Екатерина Дятлова
юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
Постановление сокращает число ситуаций, когда застройщику до начала строительных работ необходимо предварительно проводить историко–культурную экспертизу в целях установления отсутствия на соответствующей территории объектов археологического наследия. Принятое постановление направлено на устранение избыточных, но затратных для застройщиков обязательств по проведению историко–культурных экспертиз в отношении территорий, на которых вероятность обнаружения археологических объектов отсутствует или является минимальной. Применяемое ранее регулирование предполагало необходимость проведения историко–культурной экспертизы перед выполнением строительных и прочих хозяйственных работ в случаях, когда орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на соответствующих земельных участках объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками таковых. Иными словами, государство фактически перекладывало на застройщиков расходы по обследованию территории на предмет наличия или отсутствия на ней объектов культурного наследия. В настоящее время госорганами ведётся работа по определению территорий, в отношении которых имеются основания предполагать наличие на них объектов археологического наследия. После определения таких территорий экспертизе будут подлежать только участки в их границах.
Александра Грищенкова
старший юрист практики земельного права, недвижимости и строительства "Пепеляев Групп"
Данные изменения имеют особое значение для строительства на неисследованных территориях, в отношении которых отсутствуют архивно–библиографические, музейные и иные материалы. Ранее в отношении участков, по которым уже имелись исчерпывающие сведения о наличии либо отсутствии археологических объектов, историко–культурная экспертиза не производилась, а в отношении необследованных участков такая экспертиза требовалась. С новыми же правилами историко–культурная экспертиза будет производиться только в случае обнаружения археологических объектов уже в ходе строительства. Если центр Санкт–Петербурга достаточно плотно обследован на предмет наличия археологических объектов, то удалённые районы таких обследований не имеют. И теперь не будут их иметь, кроме случаев обнаружения археологических объектов. При этом застройщикам невыгодно заявлять в КГИОП об обнаружении таких объектов, так как это повлечёт приостановку работ на неопределённый срок. Для застройщиков законопроект является положительным, так как сокращает их расходы на проведение экспертизы и сроки на её проведение.
Михаил Бойцов
управляющий партнёр юридической компании 4R Group